Что такое уцененные товары и почему их продают со скидкой? причины и порядок снижения стоимости
Содержание:
Порядок уценки товаров
Если вам необходимо сделать уценку товара, не стоит переживать, поскольку это простая процедура, требующая внимания и соблюдения общепринятых правил.
Рассмотрим, как правильно снизить стоимость на необходимый товар:
- Составление приказа.
Прежде чем приступить к процедуре снижения стоимости, необходимо подготовить документ, который устанавливает требования и особенности конкретной уценки. На практике руководитель обязан подготовить приказ, довести его до сотрудников, которые только после этого могут производить ряд мер, направленных на снижении цены конкретного товара.
Также не стоит забывать, что согласно приказу устанавливается материальное лицо, которое будет отвечать за всю процедуру уценки. Такой сотрудник должен не только ознакомиться с приказом, но и получить его под личную роспись.
- Инвентаризация.
Это самое первое и, пожалуй, основное, с чего следует начинать. Вы должны четко понимать, сколько единиц продукции находится на складе и в торговом центре.
Будьте готовы составить специальный акт, в котором нужно указать:
- Наименование товарной продукции;
- Общее количество;
- Артикул каждого товара;
- Характеристики;
- Причину уценки.
В конце составленного документа вы должны подвести итог, согласно которому сможете понять, сколько единиц продукции и по какой причине необходимо максимально быстро реализовать по сниженной стоимости.
- Определение рыночной стоимости.
Прежде чем делать уценку товара, необходимо определить реальную стоимость каждой единицы продукции. Сразу стоит отметить, что порядок определения рыночной стоимости ничем не регулируется. Если у вас крупная компания, также стоит учитывать, что это не входит в обязанности бухгалтера.
Для определения рыночной стоимости создается специальная комиссия, в состав которой входят:
- Эксперты по качеству данного вида товара;
- Специалисты отдела продаж;
- Сотрудники компании, которые могут произвести осмотр товара и оценить возможную стоимость его реализации.
Все итоги работы фиксируются в специально акте по форме МХ-15. Документ данной формы можно с легкостью найти во Всемирной паутине.
Возврат уцененного товара: главное – не опоздать
Чтобы у продавца не было оснований отказать в возврате уцененной вещи, необходимо строго соблюдать установленные законом сроки. Количество времени на раздумья напрямую зависит от того, по какой причине вы хотите вернуть товар. Здесь возможны два варианта.
Первый вариант
Претензий к качеству нет, просто продукция вам не подошла. В таком случае у вас есть две недели, и этот срок отсчитывается со дня, следующего за днём покупки. То есть если товар приобретен 1 октября, последний день для обращения – 15 октября.
Если покупка была сделана через интернет, у вас также есть право на возврат качественного товара. Условия возврата несколько отличаются: во-первых, это нужно сделать в течение семи дней с момента покупки, о чём вас должны письменно проинформировать при передаче товара, в противном случае срок продляется до трёх месяцев (п. 4 ст. 26.1 Закона). Во-вторых, получить назад всю уплаченную сумму не выйдет: продавец вправе удержать затраты на доставку товара.
Второй вариант
Товар имеет дефекты, не оговоренные при его продаже. Здесь претензии можно предъявить в течение гарантийного срока на товар, а если такой не установлен – в течение двух лет с момента покупки.
Из этого правила есть исключение: если товар относится к категории технически сложных, срок предъявления претензии сокращается до 15 дней.
Этот срок может быть продлён в рамках гарантии в следующих случаях:
- товар имеет существенный недостаток;
- недостатки товара не были устранены продавцом в установленный срок;
- недостатки товара устранялись неоднократно, вследствие чего его невозможно было использовать в общей сложности 30 дней за каждый год гарантийного срока.
Исчерпывающий перечень технически сложных товаров содержится в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 №924.
Что же такое уценка?
Уценка – это снижение цены товара по сравнению с первоначальной. Такое снижение вовсе не означает наличия брака или дефекта, как принято считать. Причин множество:
- Повреждение упаковки. У помятой коробки меньше шансов найти своего хозяина, даже если её содержимое полностью исправно, поэтому магазину приходится компенсировать непрезентабельный вид «вкусной» ценой.
- Выход новой коллекции. Модницы предпочитают последние новинки, а на складе пылятся прошлогодние остатки? Выручит распродажа.
- Незначительные механические повреждения. Маленькая царапина или потертость на боку чайника никак не влияет на его функционал и даже не портит вид, но является поводом для скидки.
- Снижение спроса на сезонные вещи. В начале весны большинству покупателей шуба не нужна и «уронить» цену – порой единственный способ не закрывать торговую точку до осени.
- Банальный маркетинговый ход. Хочешь продать вещь за сто рублей? Нарисуй в ценнике тысячу и зачеркни последний ноль.
- И масса других вариантов.
С юридической точки зрения, разницы между уценкой и скидкой нет, а потому и процедура возврата ничем не различается. Изменение цены товара – это целиком и полностью решение продавца, не накладывающее на покупателя никаких обязательств или ограничений.
Исключение здесь только одно: если продавец письменно уведомил вас о конкретных недостатках уцененной вещи, возврат по этой причине невозможен.
Но даже в этом случае вы имеете полное право предъявить претензию относительно других дефектов. К примеру, куртку с косой прострочкой нельзя вернуть из-за плохих швов. А вот из-за дырки в подкладке – вполне возможно.
Принёс, примерил, передумал: как вернуть деньги за качественный товар
Помимо сроков, для достижения желаемого результата необходимо, чтоб возвращаемая продукция отвечала определенным требованиям
При замене товара надлежащего качества важно, чтоб его состояние не изменилось со дня покупки
Можно смело рассчитывать на замену товара, если вы:
- не использовали товар по назначению;
- сохранили его потребительские качества и характеристики, в том числе товарный вид;
- оставили на месте все пломбы и фабричные ярлыки, присутствовавшие на момент покупки;
- имеете на руках чек или другой документ, подтверждающий, что товар был вами оплачен.
К слову, даже если вы по какой-то причине не сохранили чек, еще не всё потеряно: закон даёт вам право доказать факт оплаты с помощью свидетелей (ч. 1 ст. 25 Закона).
А как быть, если другая вещь не нужна и хочется вернуть свои кровные? Вам придётся убедить продавца в невозможности замены. Помните: он обязан отдать деньги только в том случае, если не удастся подобрать аналогичный товар, устраивающий покупателя. И если вы изначально заявите, что платье не подошло по размеру – при наличии всего ряда возможен будет только обмен. А вот фасон или расцветка – параметры более субъективные и если проблема именно в них, ваши шансы вернуть деньги увеличиваются.
Вы имеете право на удовлетворение своих требований в день обращения в магазин. И если продавец отказывает в возврате денег, обещая произвести замену товара, к примеру, через три дня, когда привезут новую партию – можно либо подождать замены, либо сразу получить деньги на руки.
Когда оформляется уценка товара
Просто так снизить цену на изделие нельзя, поскольку для этого есть ряд причин.
Отметим наиболее распространенные:
- При снижении спроса;
- Моральное старение товарной продукции;
- При снижении рыночной стоимости;
- Частичная потеря товарного вида;
- Окончание срока годности.
На практике магазин снижает цену изделия только в том случае, если заканчивается срок годности. Чтобы привлечь покупателя он размещает товар в центре зала на специальной стойке
При этом делается специальный яркий ценник, который обязательно привлечет внимание покупателя и он обратит внимание на уцененный товар
Ну и не стоит забывать про известные акции, когда в центре торгового зала представитель магазина или торгового цента предлагает приобрести один товар и получить второй по сниженной стоимости.
Мало кто задумывается, что товар по сниженной стоимости – это и есть уцененный товар, который красиво продается. Покупатели, могут даже не обращая внимания на сроки годности и внешний вид «сметать» продукцию с прилавка.
Что касается частичной потери товарного вида, то это в большинстве случаев порванная упаковка. Такое часто случается при погрузке и разгрузке товара.
При этом стоит принимать во внимание, что производить уценку могут как торговые представители, так и неторговые организации. Главная миссия снижения стоимости – это реализовать товар по сниженной цене с целью получения прибыли и сокращения издержек
В результате такой процедуры порой реализуется товар, стоимость которого ниже покупной стоимости.
Значит, любую покупку можно вернуть?
К сожалению, нет. Произвести возврат и обмен некоторых видов продукции не получится, независимо от того, была ли сделана скидка. Список такой продукции устанавливается законодателем и имеет закрытый характер – проще говоря, ни один продавец не может дополнить его по своему усмотрению. В список входят:
- медикаменты и средства для домашнего лечения;
- предметы личной гигиены: бигуди, расчески, парики, зубные щётки и т. п.;
- косметика и парфюмерия;
- материалы, отпускаемые на метраж: ткани, тесьма, шнуры, провода, плёнка, линолеум и прочее;
- бельё и чулочно-носочная продукция;
- полимерные изделия, предназначенные для контакта с пищей;
- бытовая химия;
- мебель;
- ювелирные изделия;
- автомобили и другие транспортные средства;
- технически сложные товары с установленным гарантийным сроком;
- оружие и боеприпасы;
- растения и животные;
- книги, буклеты, календари и другая непериодическая продукция.
Указанные товары нельзя вернуть продавцу, если их качество соответствует требованиям.
Стоит иметь в виду, что законодатель периодически вносит изменения в данный перечень. Поэтому для однозначного решения вопроса, подлежит ли возврату ваш товар, лучше ознакомиться с актуальной версией Постановления Правительства от 19 января 1998 г. № 55.