Аффект — признаки, причины, определение

Литература

  1. Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы. Хрестоматия / Авторы-составители Ф. С. Сафуанов, Е. В. Макушкин. — М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2013. — 312 с.
  2. Аффект // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — Москва: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1 (из 2х). — 592 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
  4. Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — Москва: Педагогика, . — С. 29-20. — 448 с. — 75 000 экз.
  5. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, . — Т. 1. — С. 109. — 1424 с. — 100 000 экз.
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Методы оценки: основные показатели и критерии

Эффективность бывает:

  1. Общая (абсолютная). Рассчитывается как соотношение общей величины экономического эффекта с размером затрат.
  2. Сравнительная. Для её определения за величину экономического эффекта берут экономию, полученную от уменьшения себестоимости продукции, а в качестве затрат выступают какие-либо дополнительные капиталовложения, оказавшие влияние на эту экономию.

Оценка экономической эффективности предполагает использование частных и обобщающих показателей. По частным показателям можно определить эффективность применения отдельно взятого ресурса и результативность любого конкретного продукта. По обобщающим показателям определяется эффективность всех ресурсов и продуктов и результативность организации в целом. Из общего числа обобщающих показателей необходимо выбрать один, который будет являться критерием, характеризующим уровень экономической эффективности.

Таблица основных финансово и технико-экономических показателей, необходимых для оценки экономической эффективности предприятия

Показатель Определение
Прибыль Является частью чистого дохода от реализованной продукции
Рентабельность Соотношение прибыли и затрат. Её можно определить как по товарной продукции, так и по валовой
Окупаемость затрат Соотношение объёма валовой продукции и совокупных затрат живого и овеществлённого труда
Норма прибыли Соотношение дохода и стоимости основных и оборотных фондов
Себестоимость (индивидуальная цена) Затраты организации на производство и последующую реализацию продукции
Чистая продукция (валовой доход) Включает в себя чистый доход и фонд оплаты труда. Является источником потребления и накопления
Производительность живого труда Выражается соотношением объёма продукции к количеству живого труда
Трудоёмкость Показатель, обратный значению производительности труда, то есть соотношение затрачиваемого рабочего времени к изготовленной продукции

Для расчёта показателей экономической эффективности деятельности организации используются следующие формулы:

Экономическая эффективность = Результат/Затраты или, наоборот, Затраты/Результат

Доминирование результата над затратами приносит положительный эффект, критерием оценки которого считается прибыль предприятия. Противоположное соотношение, когда затраты превышают результат, приводит к отрицательному эффекту, например, к убыткам.

Критерии экономической эффективности деятельности предприятия, методика их определения и расчёта

Критерий Формула
За год – рентабельность собственного капитала. Равна соотношению чистой прибыли от реализации к стоимости собственного капитала
За все годы существования – рост стоимости предприятия (стоимость капитала). Равна соотношению рыночной стоимости акций к номинальной

Признаки аффекта

Обязательные признаки

  1. Субъективная неожиданность психотравмирующего воздействия.
  2. Субъективная внезапность возникновения аффективного взрыва.
  3. Взрывной характер эмоциональной реакции.
  4. Частичное сужение сознания — фрагментарность и неполнота восприятия: симультатная (неполное восприятие ситуации в отдельный момент времени) и сукцессивная (неполное восприятие окружающей действительности и своих действий во времени).
  5. Нарушения произвольной регуляции деятельности — расстройство опосредованности действий, расстройство контроля действий, снижение способности к прогнозу результатов действий, отсутствие прогноза отдаленных последствий действий.
  6. Физическая астения (истощение).
  7. Психическая астения (истощение).

Дополнительные признаки

  1. Ощущение субъективной безвыходности из сложившейся ситуации.
  2. Неблагоприятное психофизиологическое состояние (переутомление, недосыпание, соматическое заболевание и пр.).
  3. Относящиеся к частичному сужению сознания — заполненность сознания переживаниями, связанными с психотравмирующим воздействием, элементы искаженного (иллюзорного) восприятия, элементы утраты чувства реальности окружающего, элементы ощущения отчуждения своих действий.
  4. Относящийся к нарушениям произвольной регуляции деятельности — двигательные автоматизмы (стереотипии), нарушения речевой деятельности, несоответствие агрессивных действий обвиняемого его ценностно-смысловой сфере, направленности личности или типичным для него способам реагирования.
  5. Резкое изменение вазомоторных и иных вегетативных проявлений.
  6. Дезорганизация психической деятельности.
  7. Неполное осознание (недопонимание) случившегося.
  8. Совершение нетипичных для личностного психотипа действий (агрессия, намерение причинить себе вред, вплоть до суицида, ступор)

Если результат не получается

Бывает, обдумываешь какую-то идею, напрягаешься, а ничего не получается. Знакомо? Мы называем это «вдохновения нет». Сидишь, упираешься, а текст не пишется, хоть ты тресни. Что делать? Нужно отвлечься на что-то другое, переключиться на задачу, для которой есть настрой. А потом в какой-то момент в голове загорается лампочка — опа! — и текст полился как река. То же с другими задачами.

Наше сознание взаимодействует с подсознанием. А подсознание — это память всего, что мы видели, слышали, переживали. Оно хранит все, чего мы не помним. И в моменты, когда нужно придумать выход из ситуации, подсознание связывается с сознанием. Оно что-то там варит-варит-варит в своей «кастрюле с борщом» и в нужный момент выдает решение.

В стрессовой ситуации мы сначала реагируем на нее и только потом думаем, что произошло. Это наша лимбическая система выдает подборку простых, стандартных поведенческих жестов и механизмов, чтобы человек обезопасил себя, свою семью, друзей, дом и т.д. Это инстинкты.

Когда вопрос стоит не о жизни и смерти, нам чаще требуются не традиционные подборки, а нестандартные решения. Их рождает неокортекс. И для этого ему иногда требуется возможность отвлечься от решения вопроса. Не насилуйте себя, в нужный момент сознание с подсознанием выдадут вам лучший результат, прекрасно сделав это без вашего участия. Я это к тому, что иногда отпустить ситуацию гораздо полезнее.

И еще. Чтобы найти варианты решения, проблему нужно обязательно проговорить с кем-то: обсудить с единомышленниками, коллегами по дирекции, цеху, с другими отделами или просто в курилке. Возможно, в этом разговоре родится что-то еще. Иногда решение приходит, когда мы просто проговариваем проблему вслух.

Категории людей, требующие повышения эффективности

Повышать персональную эффективность рекомендуется людям, у которых слабая концентрация внимания, которые часто переключаются на другие задачи, не окончив при этом предыдущие. На самом деле повышение личной эффективности происходит постоянно. Невозможно на одном конкретном результате дать оценку продуктивности. Очень часто результативность страдает у фрилансеров, которые работают с большим потоком новостей и информационных источников. Достаточно сложно из такого объема новых данных и материалов выбрать те, которые будут полезны именно в данный момент. Из-за отсутствия блокировки определенных сайтов, которые созданы для отвлечения, увеличения их количества, эти люди тратят на работу в 4 раза больше положенного времени

Поэтому для удаленных сотрудников очень важно постоянно держать себя под контролем и повышать личную эффективность

Вторая категория людей, нуждающихся в оптимизации времени и затрат, – это бизнесмены. Помимо того, что они должны выполнять необходимые действия, которые требует рабочий процесс, они еще следят за его организацией. То есть им нужно следить за наемными служащими, которые работают для достижения необходимых целей, управленческого учета и качественного развития бизнеса. Как правило, руководители тренируют не только свою индивидуальную эффективность, но и продуктивность каждого своего сотрудника и коллеги.

Третья категория людей, которые нуждаются в постоянном повышении собственной продуктивности, – это ученики и студенты. Для получения максимального количества нужных знаний им необходимо работать с большим потоком информации, грамотно отфильтровывая все ненужные материалы.

Со всего потока информации следует выбрать полезную

ЭÑÑекÑивноÑÑÑ ÐºÐ°Ðº оÑнова ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑедпÑиÑÑиÑ

ÐÑновнÑм пÑинÑипом оÑганизаÑии пÑедпÑиÑÑÐ¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ ÑномиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ деÑÑелÑноÑÑи. РезÑлÑÑаÑивноÑÑÑ ÑабоÑÑ Ð¾ÑганизаÑии оÑÑажаеÑÑÑ Ð² комплекÑном анализе иÑогов иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑÑонала и ÑеÑÑÑÑов пÑоизводÑÑва за ÑÑÑановленнÑй пÑомежÑÑок вÑемени. ФакÑиÑеÑки ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи компании опÑеделÑеÑÑÑ Ð¾ÑноÑением полÑÑеннÑÑ ÑезÑлÑÑаÑов к заÑÑаÑам и оÑобÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¼ÐµÑеннÑÑ Ñелей. СÑÑеÑÑвÑÑÑ Ñакие взаимоÑвÑзаннÑе понÑÑиÑ, как ÑкономиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¸ ÑпÑавленÑеÑÐºÐ°Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ. ÐопÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ñакое ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð¾ÑганизаÑии, заклÑÑаеÑÑÑ Ð² оÑенке ÑезÑлÑÑаÑов деÑÑелÑноÑÑи, опÑеделении заÑÑаÑ, в ÑаÑионалÑном ÑаÑпÑеделении денежнÑÑ ÑÑедÑÑв. УпÑавленÑеÑÐºÐ°Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¸Ñком меÑодов, ÑпоÑобов, инÑÑÑÑменÑов Ð´Ð»Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑÑекÑивного ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑедпÑиÑÑием и полÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкономиÑеÑкой ÑÑÑекÑивноÑÑи.

Причины аффекта

Толчком для того, что бы человек пережил состояние аффекта, может быть как травмирующая ситуация, так и негативные эмоции или же неприятный разговор с другим человеком. Но среди огромного количества факторов, которые могут повлиять на появления данного состояние, психологи выделяют следующие наиболее частые причины аффекта:

  • опасная, порой экстремальная и угрожающая ситуация, которая может нанести существенный вред человеку (это может быть не только прямая, но и косвенная угроза);
  • серьезный затяжной межличностный конфликт или же чрезмерно эмоциональная конфликтная ситуация;
  • существенный дефицит времени (необходимость быстрого реагирования в сложной ситуации);
  • наличие конфликта между необходимостью действовать и субъективным ощущением невозможности этого (или же желанием чего-то и невозможностью удовлетворения этих потребностей);
  • неожиданное воздействие сильного раздражителя в том случае, если у человека отсутствует план (или программа) действий;
  • систематическое повторение травмирующей ситуации (аккумулирование аффекта);
  • поступки и действия других людей, которые могли воздействовать на самооценку личности и травмировать его чувства;
  • индивидуальные особенности нервной системы (сила, устойчивость, подвижность нервных процессов) и психики человека;
  • тяжелые, разрушающие комфортное существование, воспоминания;
  • повышенная эмоциональность человека и его импульсивность.

Следует отметить, что некоторые виды и формы аффекта могут поддаваться контролю, но для этого необходимо тренировать свое сознание, а также воспитывать в себе самообладание и саморегуляцию. В момент, когда человек уже находиться на пороге аффекта, но все еще может отчетливо мыслить может помочь следующее:

  • нужно постараться сосредоточиться на чем-то кроме объекта, вызывающего аффект;
  • принять меры для изменения обстановки или же смены деятельности;
  • попытаться немного затянуть (задержать) свои двигательные реакции (можно посчитать или же заняться дыхательной гимнастикой).

Но в особо сложных случаях обычная аутогенная тренировка может не сработать, поэтому назначается психотерапия, а иногда и медикаментозное лечение.

Сохранить статью

Основные направления повышения эффективности

Залогом успешного управления любым предприятием (промышленным или общественного питания) является постоянное повышение эффективности производства, а именно, проведение систематического анализа и оценки эффективности используемых оборотных средств, планирование, разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности. Основным направлением повышения эффективности предприятия считается улучшение качества продукции.

Улучшение качества продукции способствует:

  • увеличению объёма реализации, следовательно, и прибыли;
  • конкурентоспособности продукции;
  • повышению имиджа предприятия;
  • снижению риска банкротства и обеспечению устойчивого финансового положения.

Совершенствование качества – не единственный способ повышения эффективности. Чтобы улучшить общее финансово-экономическое состояние организации необходимо:

  1. Снизить трудоёмкость
  2. Экономить средства труда.
  3. Повысить технический уровень производства.
  4. Внедрить системы материального стимулирования.
  5. Освоить новые технологии.
  6. Автоматизировать и механизировать производство.
  7. Создать и использовать новые виды материалов.
  8. Повысить профессиональный уровень персонала.
  9. Улучшить условия работы.
  10. Совершенствовать систему мотивации.

Рейтинговая оценка эффективности системных операций, основанная на аксиоматических принципах

Определение рейтинговой эффективности операций с разными экспертными оценками по выходу

Определение рейтинговой эффективности операций с разными экспертными оценками по входу

Определение рейтинговой эффективности операций с разными интервалами времени

Представление операции в виде простой глобальной модели операции позволяет высказывать суждение о рейтинговой эффективности сравниваемых операций опираясь на аксиоматические принципы

.

Аксиома 1. Если (REA=REB) и (TOA=TOB), то эффективней операция с более высоким значением параметра PE, при выполнении условия (k>1).

Поскольку время сравниваемых операций одинаковое и одинаковы экспертные оценки вложений в операции, эффективней та операция, у которой выше экспертная оценка по выходу.

Также очевиден результат сравнения рейтингового значения эффективности исследуемых операций в случае, когда продолжительность операций и экспертная оценка их выходных продуктов одинаковы.

Аксиома 2. Если (PEA=PEB) и (TOA=TOB), то эффективней операция с более низким значением параметра RE, при выполнении условия (k>1).

В данном случае, для высказывания суждения о рейтинговой эффективности, достаточно сравнивать экспертные оценки входных продуктов исследуемых операций.

Несколько сложней логика рассуждений в случае с исследованием моделей операций разной продолжительности во времени. В случае соответствующего равенства экспертных оценок по входу и выходу, высказывания суждения о рейтинговой эффективности возможно, путем сравнения продолжительности операций.

Аксиома 3. Если (REA=REB) и (PEA=PEB), то эффективней менее продолжительная операция, при выполнении условия (k>1).

Очевидно, процесс, в основе которого лежит модель операции В, выгодней по отношению к процессу построенному на последовательности операций вида А. Так, поскольку в рамках интервала времени (TOA) можно выполнить две операции вида В и получить удвоенную добавленную ценность, операция В выгодней операции А для инвестора.

В действительности, условие (k>1) необходимое, но не достаточное для того, чтобы высказывать суждение о рейтинговой эффективности операций разной продолжительности во времени. Так, если величина добавленной ценности (PE-RE) меньше цены потерь на создание эквивалентной последующей короткой операции, то время операции нельзя использовать в качестве критерия эффективности.

Аксиома 4. Если (REA1=REB), (TOB=2TOA1), (PEA1=k⋅REA1), а (PEB=k2REB), то при k>1 операция B эффективней операции A.

Последний случай не так очевиден как предыдущие ситуации.

Предположим, что REA1=REB=RE=2, TO=2, k=1.5. Тогда PEA1=k⋅RE, PEB=k2⋅RE, TOA1=TOA2=TO=2, TOB=2TO=4.
Если выходной продукт с экспертной оценкой PEA1 передать на вход следующей операции REA2=PEA1=3, то в момент завершения операций A2 и B получим, что PEA2=PEB.
Однако такая возможность исключена, поскольку передача продукта PEA1 невозможна без дополнительных затрат ∆XE. Это означает, что операция B эффективней операции A.

Использование аксиоматического подхода позволяет сравнивать операции в рамках ограниченных классов с помощью локальных критериев эффективности RE, TO и PE, а также создавать операции с предопределенной рейтинговой эффективностью. Каждый локальный критерий эффективности действует строго в рамках своего ограниченного класса операций.

Такой подход позволяет определить, какая операция более эффективна в рамках своего класса. Но при этом нельзя сказать насколько она эффективней операции, следующей по рейтингу.

Различия между эффектом и эффективностью

Сравнивая эффект и эффективность, можно говорить о таких различиях:

  1. По типу величин. Эффект очевиден, его можно измерить. Эффективность либо есть и тогда она положительная, либо её нет (нулевая).
  2. По способу подсчета. Эффект определяется путем сравнения настоящего состояния и исходного. Эффективность это отношение (деление) результата на затраты.
  3. По форме выражения. Эффект – положительный или отрицательный. Эффективность – положительная или нулевая.
  4. По значению. Эффект нужен для решения текущей проблемы.

Эффективность как положительная величина важна при длительном функционировании предприятия.

Может возникать ситуация, когда есть большой экономический эффект в виде дохода и при этом низкий уровень эффективности. Или производство можно охарактеризовать высоким уровнем эффективности при невысоком уровне экономического эффекта.

Эффективность увеличивается если уменьшать задействованный ресурс. Например, внедряя современные технологии можно сократить трудовые ресурсы или более экономно пользоваться материальными. Но при этом для внедрения технологий вырастут финансовые затраты. И потребуется определить, смоделировать различные варианты соотнесения возможного эффекта при изменении затраченных ресурсов.

Таким образом, эффект и эффективность имеют глубокие различия, но только в совокупности позволяют делать окончательные выводы.

Похожие термины:

  • Сочетание аффективных расстройств с бредовыми (параноидными или парафренными). Наблюдается при многих психических заболеваниях.

  • функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.

  • вариант острой психотической реакцией на стресс с двигательным беспокойством, достигающим в некоторых случаях состояния резкого психомоторного возбуждения, например, поведением в виде паническ

  • (от лат. affectus, фр. choquer, греч. hypo — под и kinesis). Аффективно-шоковая реакция, при которой двигательные расстройства проявляются ступором. См. Ступор, психогенный.

  • См. Парафрения Клейста.

  • лат. affectus — душевное волнение, страсть] — первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного

  • Это кратковременные психотические состояния, возникающие в ситуациях, остро угрожающих жизни. Они характеризуются переживанием ужаса, отчаяния, глубоким аффективно-суженным состоянием сознания

  • острый реактивный (то есть психогенный) психоз, чаще всего протекающий с кратковременным помрачением сознания. Синонимы: Острая реакция на стресс, Острый реактивный психоз.

  • Син.: Сознание суженное. Остро развивающееся резкое ограничение объема сознания с сохранением лишь эмоционально значимых связей с окружающим пространством. Наблюдается при выраженных аффективн

  • Эти психозы протекают в виде монополярных маний или депрессий, причем чаще наблюдаются маниакальные состояния. Психоз характеризуется острым началом, типично чередование эйфории с гневливостью,

  • (shock affectiosus) – острые психотические состояния, возникающие в результате внезапной сильной психической травмы (массовые катастрофы, землетрясение, пожар, аварии и др.). Проявляются в двух формах: гип

  • Для этого типа личности характерна смена периодов подъема, когда больные ведут себя как гипертимы, периодами спада настроения и тонуса. Во время последних у больных отмечаются вялость, упадок сил,

  • Характеризуется эмоциональными вспышками по малейшему поводу, но гнев легко сменяется слезами, ругань и швыряние вещей — стенаниями, агрессия к другим — нанесением самоповреждений, покушениями на

  • Основной чертой личностей такого аномального склада является душевная тупость по отношению к другим. Даже к близким у них нет чувства сопереживания и сострадания. Наряду с этим, у них нет ни совес

  • 1. Теория Н.Н. Ланге, которая утверждает, что колебания внимания при восприятии двойственных изображений определяются движениями глаз, обегающих контур изображения при его восприятии. Обсуждая пр

  • SADS, seasonal affective disorder syndrome) — расстройство, характеризующееся резкими сезонными колебаниями настроения человека. Обычно с наступлением зимы у подверженных этому заболеванию людей появляется депрес

  • 1. Сбор информации о пациенте с учетом сезона: анамнез, жалобы. 2. Рекомендации пациентам относительно светового режима, режима сон- бодрство-вание, пребывания на открытом воздухе, двигательной акти

  • (affective disorder, residual, alcoholor drug-related] Изменения эмоционального состояния, вызванные алкоголем, наркотиком или другим психоактивным веществом и продолжающиеся дольше, чем прямые последствия, которых мож

  • Диагностические указания: Для достоверного диагноза: а) текущий эпизод отвечает критериям мании без психотических симптомов (F30.1); б) в анамнезе был по крайней мере еще один аффективный эпизод (деп

  • Диагностические указания: Для достоверного диагноза: а) текущий эпизод отвечает критериям тяжелого депрессивного эпизода с психотическими симптомами (F32.3х); б) в прошлом должен быть по крайней ме

Фазы

Различают три этапа аффекта:

  1. Доаффективная фаза. Характеризуется ощущением безвыходности. Личность сосредотачивается на источнике проблемы. Эмоциональные всплески проявляются так неожиданно, что человек не успевает на них среагировать, проанализировать и проконтролировать.
  2. Стадия взрыва. Выражается бурными проявлениями и двигательной активностью. Эмоции берут верх над разумом и выражаются взрывным поведением. Происходит частичная утрата контроля над волей и поведением.
  3. Постаффективная фаза. Наступает после эмоционально успокоения. Человек духовно и физически опустошен. Испытывает раскаяние, стыд, сожаление, непонимание случившегося и сонливость. Может сопровождаться оцепенением и потерей сознания. Если же травмирующая ситуация разрешилась, ощущается чувство облегчения.

Очень важно после завершающей фазы дать восстановиться организму. Этому будет способствовать здоровый сон, правильное питание, физические упражнения, социальная активность, медитации и т

д.

Возможные причины

Регулярное воздействие психотравмирующих факторов может приводить к состоянию аффекта

  1. Появление экстремальной ситуации, угрожающей жизни индивида или его близким.
  2. Длительное пребывание в эмоционально накаленной конфликтной ситуации.
  3. Нахождение в тупике – ситуация, когда человек знает, что должен действовать, но чувствует себя абсолютно беспомощным.
  4. Воздействие внезапного постороннего раздражителя.
  5. Постоянное повторение травмирующих событий.
  6. Действия, оказывающие влияние на самооценку личности.
  7. Наличие повышенной эмоциональности, возбудимости может привести к аффекту даже при минимальном воздействии негативных триггеров.

К группе риска относят такие категории людей:

  • индивиды со слабой нервной системой;
  • личности с низкой устойчивостью к раздражителям;
  • люди с легкой возбудимостью, повышенной чувствительностью;
  • особы с неустойчивой, сильно завышенной самооценкой;
  • индивиды, остро реагирующие на критику окружающих;
  • детский возраст и подростковый период являются предрасполагающими к возникновению аффекта, так как психика может быть еще неустойчивой. В пожилом возрасте также отмечается снижение устойчивости к воздействию эмоциональных триггеров.

Причины возникновения аффекта

Под причинами понимаются обстоятельства, которые создают реальную возможность наступления определенной ситуации

Кроме причин важное значение также имеют условия, то есть обстоятельства, которые способствуют возникновению ситуации и выполняют вспомогательную функцию

Перечень причин возникновения состояния аффекта указан в ст. 107 УК РФ, которая выделяет в качестве таковых:

  1. Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление;
  2. Иные противоправные и аморальные действия (бездействия);
  3. Длительная психотравмирующая ситуация

Особое значение имеет вопрос, касающийся возможности убийства в состоянии аффекта, совершенного в драке.

Виды аффекта

Выделяют такие виды душевного волнения — физиологический и патологический.

Физиологический аффект – это неконтролируемая сознанием разрядка, появляющаяся в аффектогенной ситуации при эмоциональном напряжении, но не выходящая за границы нормы. Физиологический аффект — это неболезненное эмоциональное состояние, которое представляет стремительную и кратковременно протекающую взрывную реакцию без психотического изменения психической деятельности.

Патологический аффект — это психогенное болезненное состояние, которое возникает у психически здоровых людей. Психиатрами такое волнение воспринимается как острая реакция на психотравмирующие факторы. Высота развития имеет нарушения по типу сумеречного состояния. Для аффективной реакции характерна острота, яркость, трехфазность течения (подготовительная, фаза взрыва, заключительная). Склонность к патологическим состояниям говорит о нарушении балансирования процессов торможения и возбуждения в ЦНС. Для патологического аффекта присущи эмоциональные проявления, часто в виде агрессии.

В психологии выделяют также аффект неадекватности, под которым понимают устойчивое отрицательное переживание, спровоцированное неспособностью добиваться успеха в любой деятельности. Зачастую аффекты неадекватности появляются у маленьких детей, когда не сформирована произвольная регуляция поведения. Любое затруднение вызвавшее неудовлетворение потребностей ребенка, а также любой конфликт провоцирует возникновение душевного волнения. При неправильном воспитании склонность к аффективному поведению закрепляется. У детей при неблагоприятных условиях воспитания проявляется подозрительность, постоянная обида, склонность к агрессивным реакциям и негативизму, раздражительность. Длительность такого состояния неадекватности провоцирует формирование, а также закрепление отрицательных черт характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector