Социально ориентированные некоммерческие организации: что это, деятельность и ограничения

Особенности СО НКО

Расшифровка СО НКО или СОНКО – социально ориентированная некоммерческая организация.

Эта аббревиатура применяется к определенной группе некоммерческих структур в России.

Описанные выше структуры создаются на основе:

  • религиозных объединений;
  • общественных организаций.

Государственные органы, а также политические структуры не могут получить статус СО НКО. При этом социально ориентированные организации обязаны заполнять бланки бухгалтерского баланса и вести отчеты о целевом применении материальных средств.

СО НКО как вид некоммерческих организаций в России

В настоящее время СО НКО играют важную роль в общественных процессах, способствующих благополучию населения. Данный вид некоммерческих структур, а также права и обязанности этих организаций закреплены на законодательном уровне ().

Также обозначен перечень вариантов поддержки СО НКО, в частности с помощью предоставления субсидий, которые финансируются федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов РФ и местного уровня. Чем занимаются СО НКО?

Направление деятельности этих организаций связано с:

  • решением общественных и социальных проблем;
  • подготовкой граждан к предотвращению травматизма и других несчастных случаев, справиться с разрушительными последствиями стихийных бедствий, а также с техногенными и экологическими угрозами;
  • социальной помощью населению;
  • предоставлением практической помощи переселенцам и беженцам, пострадавшим от военных конфликтов, стихий природы, техногенных аварий, экологических загрязнений;
  • с доступными юридическими консультациями для граждан и НКО;
  • охранной функцией защиты флоры и фауны;
  • защитой прав и свобод человека;
  • сбережением объектов, которые имеют религиозную, культурную, историческую, природоохранную ценность;
  • благотворительностью, волонтерской деятельностью;
  • мероприятиями, связанными с профилактикой опасных для общества форм поведения среди населения;
  • содействием формированию отрицательного отношения общества к коррупции.
  • наукой, образованием, культурой, профилактическими мероприятиями, искусством, спортивным и духовным развитием граждан;
  • содействием психологическому здоровью людей;
  • воспитанием патриотического духа всех возрастных категорий граждан;
  • процветанием международного сотрудничества, содействием сохранению традиций, культурных и языковых ценностей этнических групп и народов РФ;
  • профилактической противопожарной деятельностью и участием в тушении огня, осуществлением спасательных работ;
  • социальной адаптацией мигрантов;
  • выполнением поисковых работ, которые могут обнаружить неизвестные захоронения, выявить останки военных, которые погибли или пропали без вести, защищая Родину;
  • организацией мероприятий, способствующей социальной, медицинской и трудовой реабилитации граждан, которые употребляют наркотические средства.

С 2016 года были введены новые правила для составления отчетов НКО, отличия заключаются в следующем:

  • третий раздел бланка теперь называется «Целевое финансирование», в нем следует описать данные о целевых средствах;
  • теперь в пояснительной записке к заполненному бухгалтерскому балансу следует указывать конкретные дополнительные данные отчетности;
  • небольшие объединения могут использовать упрощенные формы отчетов;
  • теперь СО НКО не выделяются в отдельную категорию объединений.

СО НКО, пользующиеся упрощенной системой налогообложения и занимающиеся научной, культурной, образовательной деятельностью, социальным обслуживанием, и другой некоммерческой деятельностью имеют право не платить взносы по обязательному социальному страхованию, если работник СО НКО временно нетрудоспособен или стал матерью.

Такие льготы доступны сотрудникам СО НКО в том случае если за год, который предшествует переходу на льготные условия, не менее 70% доходов некоммерческой структуры будут получены от целевой деятельности, закрепленной уставом.

Особенности проведения закупок по 44-ФЗ

Преимущества для СМП и СОНКО в рамках 44-ФЗ предусмотрены в ст. 30. В обязанности государственных заказчиков входит подписание государственных контрактов с представителями указанных учреждений на сумму не менее 15% от совокупного годового объема государственного заказа (СГОЗ). Под СГОЗ понимается совокупный объем закупок за текущий год, в который не входят:

  • закупки в рамках гособоронзаказа;
  • закупки у единственного поставщика;
  • подписанные через закрытые процедуры;
  • в сфере атомной энергии;
  • в сфере заимствований.

При расчете СГОЗ учитываются только те контракты, оплата по которым будет произведена в текущем году, включая контракты, подписанные в предыдущие периоды, но оплаченные в этом году.

Подобного рода преимущества для СМП и СОНО предоставляются в двух форматах:

  1. Через проведение закупок, к участию в которых допускают только юридических лиц из числа СМП и СОНО. Такие закупки могут проводиться в формате открытого конкурса, электронного аукциона, запроса предложений и котировок, конкурса с ограниченным участием. При этом установлено одно законодательное ограничение: сумма данных государственных контрактов не должна превышать 20 млн р.
  2. Установление требования к победителям по привлечению СМП и СОНО к реализации контракта в качестве субподрядчика. В этом случае заказчик может не бояться превысить НМЦК: никаких ограничений не предусмотрено. С учетом Постановления Правительства №1446 от 23 декабря 2016 года заказчиком закрепляется объем привлечения субподрядчиков из числа СМП в размере не менее 5%, а исполнитель государственного контракта рассчитывается с ними не позднее 15 рабочих дней вместо 30.

Также заказчики могут «набирать» минимальный объем закупок у СМП через обычные торги, в которых вправе принять участие все желающие. Перечень продукции, который заказчики обязаны закупать у СМП, законодательно не предусмотрен. На это указывается в письме Минэкономразвития России от 2015 года № Д28и-79.

Закупка в размере более 15% у СМП и СОНО по закону не запрещается, но нарушение указанного лимита считается грубым нарушением и карается по нормам КоАП (ст. 7.30).

При несоблюдении требования о минимальном объеме заказа у СМП и СОНО должностное лицо в лице контрактного управляющего или иного специалиста контрактной службы может быть привлечено к административной ответственности. Она предполагает штраф до 50 тыс. р.

Объем закупок у СМП и СОНО распределять и лимитировать не нужно. Можно приобрести все товары на сумму 15% от СГОЗ у малых предпринимателей и ничего не закупить у некоммерческих организаций. И это не будет считаться нарушением законодательства.

В случае если закупка среди СМП или СОНО не состоялась, то заказчики вправе убрать ограничения для участников и допустить к торгам всех желающих. Но такой контракт не войдет в требуемый норматив 15% от СГОЗ.

В 44-ФЗ предусмотрены и некоторые другие особенности контрактов с представителями малого бизнеса и СОНО. Заказчик должен оплатить их услуги в течение 15 рабочих дней после подписания приемочного акта или товарной накладной на поставку товаров, тогда как стандартные сроки для оплаты заказчиком составляют 30 дней. Размер обеспечения участия в закупке по 44-ФЗ не может превышать 2% от НМЦК. Для СМП и СОНО также предусмотрены пониженные штрафы при нарушениях по 44-ФЗ. С них взимается уменьшенная плата за ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р. (данные комиссионные оператор удерживает с победителя закупки).

Второй комплекс мер

Организации, включенные в МСП и пострадавшие по причине распространения COVID-19, могут претендовать на получение выплат в объеме МРОТ на всех своих работников за апрель и май. Поступление выплат осуществляется 18 мая и 18 июня. Такой же механизм предусматривается и для некоммерческих организаций социального направления. Кроме того, будет подготовлена специальная программа дотационных кредитов для НКО на выплату заработной платы. Предлагаемые меры поддержки со стороны Правительства должны затрагивать организации, проявившиеся себя надежными партнерами общества и государства.

Отключить

Что такое СОНО

В самом 44-ФЗ и 223-ФЗ не содержится детализации понятия СОНО. Но его можно найти, если обратиться к ФЗ-7 от 1996 года. Социально ориентированными признаются не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые занимаются деятельностью, связанной с развитием гражданского общества и решением социальных проблем по п. 2.1 ст. 2 7-ФЗ.

СОНО признается организация, которая не имеет своей целью извлечение прибыли в качестве основополагающей цели создания и которая не распределяет полученную прибыль между участниками по ч. 1 ст. 2 7-ФЗ. Некоммерческая организация может иметь форму союза, фонда, ассоциации, общины, объединения и пр.

Перечень возможных направлений деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие организации, включает (на основании п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  1. Социальное обслуживание граждан.
  2. Организация социальной поддержки и защиты.
  3. Помощь гражданам в преодолении последствий стихийных бедствий.
  4. Организация мероприятий по профилактике социально опасных поведенческих аспектов.
  5. Защита животных.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Юридическая помощь, которая оказывается льготно или бесплатно.
  8. Деятельность в области здравоохранения, искусства, науки и пр.

Такие некоммерческие организации могут участвовать в государственных закупках на особых условиях, если только ее учредителями не являются РФ, российские регионы и муниципальные образования.

СОНКО, СМП и госзакупки

Процесс проведения закупок для муниципальных и госнужд в РФ регулируется ФЗ №44. Согласно этому акту, наиболее привилегированное положение среди поставщиков занимают СМП (субъект, субъекты малого предпринимательства) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). Заказчик обязан закупить именно у них не менее 15 % своего годового объема заказов. При этом размер контракта не должен превышать 20 млн рублей.

Приведем некоторые важные факты из ФЗ №44:

  • Закупки у СОНКО и СМП — обособленный процесс. В извещениях о проведении конкурса, аукциона, запроса прописывается факт ограниченного участия. Все подавшие заявку участники обязаны декларировать свою принадлежность к этим формам.
  • Если закупки у СМП и СОНКО не состоялись, то конкурс, аукцион может быть расширен для участия других форм бизнеса, проводиться на общих основаниях.
  • Если поставщик продукции не относится к этим двум формам, то заказчик правомочен обязать его назначить соисполнителем, субподрядчиком СОНКО или СМП.
  • Последняя деталь. В случае заключения договора с СОНКО или СМП заказчик обязан оплатить поставленные ему товары или оказанные услуги не позже 30 дней с даты приемки.

Социально ориентированные некоммерческие организации в нашей стране поощряются — как их создание, так и развитие. Объединения существуют не только на самостоятельно заработанные средства, но и благодаря поддержке сторонних лиц. В ответ же они должны реализовывать деятельность, необходимую, полезную для гармоничного существования и развития социума, помогать попавшим в трудное положение гражданам.

Частные фонды не остались в стороне

Так, фонд Владимира Потанина выделил 1 миллиард рублей на поддержку некоммерческих организаций. Эти деньги пойдут на помощь социально уязвимым группам, с которыми они работают. В дополнение к финансовой поддержке Фонд объявил два новых грантовых конкурса — «Общее дело» и «Новое измерение».

Благотворительный фонд Геннадия Тимченко также нацелен на поддержку проектов по оказанию помощи из-за ситуации с эпидемией. Фонд в конце марта вместе с альянсом «Серебряный возраст» предложил объединиться НКО и волонтерским группам, которые помогают людям старшего возраста, в коалицию «Забота рядом». В коалицию уже входят 126 некоммерческих организаций из 46 регионов России. Фонд больше всего встревожен судьбой «невидимых» одиноких пожилых людей, которые до самоизоляции могли сами о себе позаботиться, и не были под постоянной заботой соцслужб и организаций.

Будет сформирован второй реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавируса

Правительством
Российской Федерации принято постановление
от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих
организаций, в наибольшей степени
пострадавших в условиях ухудшения
ситуации в результате распространения
новой коронавирусной инфекции».

Постановление
разработано в рамках реализации поручения
Президента Российской Федерации от 9
мая 2020 г.№ Пр-791, данного по итогам
встречи Президента Российской Федерации
с участниками Всероссийской акции
взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ 30 апреля 2020 г. и
в соответствии с Федеральным законом
от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений
в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации».

В
соответствии с постановлением включение
некоммерческих организаций в реестр
осуществляется на основании следующих
критериев
:

некоммерческая
организация является частной
образовательной организацией,
осуществляющей на основании лицензии
образовательную деятельность в качестве
основного вида деятельности в соответствии
с целями, ради достижения которых такая
организация создана;

некоммерческая
организация является благотворительной
организацией, зарегистрированной в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке и применяющей
пониженные страховые взносы в соответствии
со подпунктами 8 пункта 1 статьи 427
Налогового кодекса Российской Федерации;

некоммерческая
организация является некоммерческой
организацией
(за
исключением государственных (муниципальных)
учреждений), зарегистрированной в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке,
осуществляющей в соответствии с
учредительными документами деятельность
в области социального обслуживания
граждан, научных исследований и
разработок, образования, здравоохранения,
культуры и искусства (деятельность
театров, библиотек, музеев и архивов) и
массового спорта (за исключением
профессионального) и применяющей
пониженные страховые взносы в соответствии
со подпунктом 7 пункта 1 статьи 427
Налогового кодекса Российской Федерации;

некоммерческая
организация включена в перечень
организаций, получаемые налогоплательщиками,
гранты которых, предоставленные для
поддержки науки и образования, культуры
и искусства, не подлежат налогообложению
в соответствии с пунктом 6 статьей 217
Налогового кодекса Российской Федерации.

Организациям,
включенным в реестр, предоставляются
дополнительные меры поддержки
аналогичные
мерам, предусмотренным для субъектов
малого и среднего предпринимательства,
в том числе:

предоставление
субсидируемых льготных кредитов,
выдаваемых СОНКО на выплату части
заработной платы своим сотрудникам;

продление
на шесть месяцев сроков уплаты страховых
взносов в государственные внебюджетные
фонды, налогов (в том числе налогов,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами) и авансовых платежей по
налогам, за исключением НДС;

освобождение
от уплаты арендных платежей по договорам
аренды федерального имущества и отсрочка
оплаты аренды иного федерального
недвижимого имущества на весь период
действия ограничительных мер;

освобождение
от уплаты налогов, авансовых платежей
по налогам, сборов по налогу на прибыль
организаций — в части ежемесячных
авансовых платежей, подлежащих уплате
во втором квартале 2020 года.

Согласно
постановлению Минэкономразвития России,
определяется уполномоченным органом
по ведению реестра.

Информация
об организациях в реестр в Минэкономразвития
России представлена ФНС России
и Рособрнадзором и проходит процесс верификации.

Самостоятельно
присылать заявки для включения в реестр
не требуется.

Ориентировочно
реестр будет размещен на
портале Минэкономразвития России в
срок до 1 июля 2020 года и размещен на
covid.economy.gov.ru.

Понятие и критерии отнесения к СМП

К субъектам малого предпринимательства относят малые компании и микропредприятия в статусе юридического лица или индивидуального предприятия. Критерии отнесения компании к СМП также не содержатся в законодательстве о закупках, но они приведены в отдельном ФЗ-209 от 2007 года.

Согласно данному закону, для отнесения к СМП компания должна соответствовать определенным критериям по среднесписочной численности, размеру доходов от предпринимательской деятельности и доле участия в данной компании иных субъектов. Для того чтобы компания считалась СМП, доля иностранных компаний и иных юрлиц в ней не может превышать 49%. Доля участия РФ, муниципалитетов, общественных и религиозных учреждений в СМП не может быть более 25%.

По ФЗ-209 от 2007 года субъекты малого предпринимательства разделяют на микропредприятия и малые предприятия. Для того чтобы компанию можно было отнести к микропредприятию, среднесписочная численность в ней не может превышать 15 человек, а доходы от предпринимательской деятельности – не превышать 120 млн р. (такой размер доходов утвержден Постановлением Правительства от 2016 года №265).

В малом предприятии работает не более 100 человек, а величина доходов должна находиться в пределах 800 млн р.

К СМП относят также организации со статусом участника «Сколково», общества из инновационного сектора экономики или организации, внедряющие результаты интеллектуального труда.

Госслужба НКО

Госслужба НКО – данное понятие обозначает конкретное направление работы, которое идет в противовес деятельности в коммерческих компаниях.

Уже упоминалось, что коммерческие структуры, в отличие от некоммерческих, жаждут получить прибыль, и ставят эту цель в качестве основной. Объединения, которые не преследуют подобных целей, так же, как и государственные структуры, занимаются руководством общественными организациями и осуществлением других функций, полезных для общества.

Особенности функционирования данных объединений:

  • от человека, работающего в указанных выше объединениях, ожидается наличие желания общаться и способность получать некое моральное удовлетворение от деятельности, которую он осуществляет для блага людей;
  • работники НКО и государственных структур получают зарплату независимо от качественных и количественных характеристик труда;
  • оклад будет невысоким, а режим работы более спокойным, чем в коммерческих организациях;
  • в государственных органах и в НКО трудовые обязанности являются более четкими и регламентированными, по сравнению с организациями коммерческого направления.

Благодаря некоторым сходствам имеет место употребление выражения «Госслужба НКО» на сайтах для поиска работы. Многие имеют представление о том, что некоммерческая деятельность как-то связана с функциями государственных органов.

Такое понимание не полностью соответствует действительности.

Что такое НКО, занимающиеся политической деятельностью, можно узнать из видео.

Седьмой комплекс мер

Сотрудники социальных учреждений, где находятся пожилые люди, инвалиды и другие граждане, нуждающиеся в особой заботе, получат дополнительные поощрения на период борьбы с пандемией, а сотрудники организаций, которые забирают пожилых и инвалидов под временную опеку во время эпидемии, получат выплату в размере не менее 1 МРОТ ежемесячно в течение двух месяцев.

Президент обратился к главам регионов и муниципалитетов для того, чтобы выделить особую роль и значимость НКО и волонтерских движений. По мнению В.В. Путина волонтерам и НКО сейчас нужно оказать максимальную поддержку, так как именно они помогают всем людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию в такое сложное для всех нас время.

Отключить

СМП

Вышеуказанный нормативно-правовой акт, а именно статья 3, определяет, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся организации, соответствующие критериям, установленным упомянутым законом. Кроме того, сведения о таких предпринимателях вносятся в единый реестр.

К СМП принадлежат как юридические лица, в частности, организованные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, так и индивидуальные предприниматели.

Для того чтобы компания была занесена в реестр СМП, ей необходимо соответствовать установленным в статье 4 209-ФЗ требованиям:

  1. По определенному составу учредителей и акционеров для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств. Прежде всего доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%, а доля иностранных организаций или организаций, которые не относятся к СМП, не более 49%. Приведенное правило не относится к компании, если она занимается высокотехнологичными разработками, внедрением ноу-хау под собственными патентами или получила статус члена инновационного центра «Сколково».
  2. Максимально установленная граница числа работников в штате компании. Законодателем установлено, что малое предприятие подразумевает среднесписочную численность сотрудников в размере не более 100 человек включительно. Перечень работников от 101 до 250 человек соответствует уже среднему предприятию.
  3. Предельные значения годового дохода организации. Эта градация установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №265. Для малых предприятий определен максимально допустимый уровень дохода в 800 млн руб. в год. При этом суммируются все виды доходов с применением всех налоговых режимов компании.

Организация причисляется к категории малого бизнеса в соответствии с тем критерием, который имеет наибольшее значение. Так, если фирма насчитывает в штате только 50 сотрудников, но при этом получает доход в размере 1 млрд руб. в год, то она не будет относиться к малым предприятиям.

Преимущественное право СОНКО в госзакупках

Перечислим требования к СОНКО для привилегированного участия в проведении госзакупок. Они заключены в ФЗ №7 (статья 31.1, первый пункт), ФЗ №44. Организация должна вести следующую деятельность, чтобы обрести преимущество на конкурсах и аукционах госзакупок:

  • Подготовка населения к преодолению последствий разного плана ЧП, катастроф, бедствий — стихийных, техногенных.
  • Социальная защита и поддержка граждан.
  • Оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, техногенных аварий, религиозных, социальных, национальных конфликтов.
  • Содержание и охрана объектов культурного, природного, исторического значения, захоронений.
  • Защита биомира и окружающей среды.
  • Оказание льготной или безвозмездной юридической помощи населению, проведение тематических ликбезов.
  • Профилактика опасных форм социального поведения.
  • Благотворительность, содействие ей.
  • Формирование у граждан нетерпимости к коррупции.
  • Как развитие межнационального диалога, так и сохранение российской культуры, самобытности, традиций, языков.
  • Патриотическое, военно-патриотическое гражданское воспитание.
  • Поисковые работы, направленные на выявление неизвестных воинских захоронений, непогребенных останков солдат, установление личностей безымянных павших защитников Родины.
  • Участие в аварийно-спасательных мероприятиях, тушении и профилактике пожаров.
  • Деятельность по интеграции, социальной и культурной адаптации мигрантов.
  • Реабилитация (социальная и медицинская), помощь в трудоустройстве лицам, ранее незаконно употреблявшим психотропные вещества, наркотики.
  • Деятельность в области просвещения, образования, искусства, здравоохранения, культуры, пропаганды спорта, ЗОЖ, удовлетворительного психического состояния.

ФЗ не запрещает организациям заниматься как одним, так и несколькими видами перечисленной деятельности.

Классификация НКО

НКО разделяются на классы зависимо от основания:

  • организационно-правовая форма
  • фокусная группа
  • форма взаимодействия с государством
  • целевая аудитория
  • цель создания

Классификация используется для процесса формирования и использования форм объединений (таблица 1).

Класс

Классификация

Организационно-правовая форма

  • фонды
  • учреждение
  • товарищества собственников
  • союзы и ассоциации
  • потребительские кооперативы
  • организации религиозной направленности
  • публично-правовые компании (новый тип, включающий в свое понятие юридических лиц, где есть единственный учредитель, не являющийся участником, подобная компания создается согласно параграфу 4.3 Закона о НКО)
  • общины коренных малочисленных народов
  • партии, профсоюзы, органы общественного управления
  • казачьи общества
  • автономные НКО

Фокусная группа

  • работающих в интересах круга лиц
  • общественной пользы
  • взаимной помощи
  • ведущие деятельность исключительно относительно членов сообщества

По форме взаимодействия с государством

  • прямая поддержка государства. Сюда входят организации, которые получают бюджетные средства напрямую в любой из доступных форм (товары, пропитание, покрытие расходов и так далее)
  • косвенная поддержка государства. В этот класс входят организации, которые получают помощь от государства, но не финансовую. Такое отношение может проявляться в предоставлении имущества для пользования, определения налоговых льгот, содействие в получении контрактов от государства

По целевой аудитории

образования распределяются по социальным группам: беженцы, переселенцы, молодежь, малоимущие семьи

По цели создания

  • для удовлетворения потребностей населения, не относящихся к материальным
  • для защиты юридических прав интересов лиц, разрешение конфликтных ситуаций и споров
  • для продвижения физкультуры и спорта, охраны здоровья
  • в других целях, которые необходимы обществу для предоставления благ

Классификация НКО намного шире, чем коммерческих. Это отчетливо прослеживается при сравнении количества организационно-правовых форм (в НКО их 11, а в коммерческих – 6).

О том, что собой представляют некоммерческие организации, смотрите видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector