Административный менеджмент: направления, административные и классические методы, особенности и принципы
Содержание:
- Сущность и содержание менеджмента
- Понятие административного типа менеджмента в классической теории организации и управления
- Школа поведенческих наук (1930—1950 гг.)
- Развитие школы научного управления
- Административная (классическая) школа научного менеджмента (1920-1950 гг.)
- 1.1 Сущность менеджмента
- Управленческий контроль
- Задачи администрирования
- Суть понятия
- Чем отличается администратор от менеджера
- Оценка эффективности управления
- Эмпирическая школа
- Заключение
Сущность и содержание менеджмента
Употребляя понятие «менеджмент» мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как
— способ, манера обращения с людьми;
— власть и искусство управления;
— особого рода умение и административные навыки;
— орган управления, административная единица.
В других словарях иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Понятие «менеджмент» рассматривается также, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Сущность и содержание менеджмента представлена на рис.1.1.
Менеджмент как функция (вид деятельности) – это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям.
Рис. 1.1. Графическое представление сущности и содержание понятия «Менеджмент»
Менеджмент как процесс определяет собой интеграционное событие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Менеджмент как орган или аппарат управления современных организаций является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная задача людей, занятых в этом аппарате — эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.
Менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным
В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций
Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Самый главный фактор – это люди, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду. Поэтому менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.
Понятие административного типа менеджмента в классической теории организации и управления
Вам будет интересно:Тип поставки RET: особенности и отличия от поставок OEM
Три основных области классического направления менеджмента:
Научный менеджмент. В нем акцент делается на научное обоснование организации производства. Большей частью преподносится промышленный менеджмент. В данной области очень ценной является рациональность. Основана Ф. У. Тейлором, Ф. Гилбертом и Г. Гантом.
Классический административный менеджмент. Первостепенное внимание уделялось организации как полноценному организму. Основными являются такие функции, как организация, планирование, контроль, координация и командная цепочка. А. Файоль и М. П. Файолет стали основателями этой области.
Концепция бюрократических организаций. Ее основателем выступил М. Вебер. Базируется на точном определении должностных обязанностей, а также зон ответственности сотрудников. Существует четкое разграничение между управлением и собственностью. Управление строится исключительно на безличной основе, во главе которой стоит рациональность. Предполагает ведение формальной отчетности.
Многолетние исследования привели к осознанию того, что нормальная работа компании невозможна без эффективного управления. Именно это стало основной предпосылкой для формирования первых представлений о понятии управления.
Школа поведенческих наук (1930—1950 гг.)
Конец 50-х годов – это период перерождения школы человеческих отношений в школу поведенческих наук. На первое место вышли не методы по построению межличностных отношений, а эффективность сотрудника и предприятия в целом. Поведенческие научные подходы и школы менеджмента привели к возникновению новой функции менеджмента – управление персоналом.
К весомым фигурам данного направления можно отнести: Дугласа МакГрегора, Фредерика Герцберга, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта. Объектом исследования ученых стали социальные взаимодействия, мотивация, власть, лидерство и авторитеты, организационные структуры, коммуникации, качество трудовой жизни и работы. Новый подход отошел от методов налаживания отношений в коллективах, а сосредоточился на оказании помощи сотруднику для осознания им его собственных возможностей. Концепции поведенческих наук стали применяться в создании организаций и менеджменте. Сторонники сформулировали цель школы: высокая эффективность предприятия за счет высокой эффективности его человеческих ресурсов.
Дуглас МакГрегор разработал теорию о двух типах управления «Х» и «У» в зависимости от типа отношения к подчиненным: автократический и демократический. Итогом исследования стал вывод о том, что демократический стиль управления более эффективен. МакГрегор считал, что менеджеры должны создавать условия, при которых сотрудник не просто затратит усилия для достижения целей предприятия, но и достигнет личных целей.
Крупный вклад в развитие школы сделал психолог Абрахам Маслоу, создавший пирамиду потребностей. Он считал, что руководитель должен видеть потребности подчиненного и выбирать подходящие методы мотивации. Маслоу выделил первичные постоянные потребности (физиологические) и вторичные (социальные, престижные, духовные), постоянно меняющиеся. Данная теория стала основой для многих современных мотивационных моделей.
Развитие школы научного управления
Фрэнк и Лилиан Гилбреты изучали факторы, влияющие на производительность труда. Чтобы зафиксировать движения при выполнении операций они использовали кинокамеру и прибор собственного изобретения (микрохронометр). Исследования позволили изменить ход работ, устранив лишние движения.
Гилбреты применяли стандарты и оборудование на производстве, что в дальнейшем привело к появлению рабочих нормативов, которые внедрили научные школы менеджмента. Ф. Гилбрет исследовал факторы, оказывающие влияние на производительность труда. Он разбил их на три группы:
- Переменные факторы, связанные со здоровьем, образом жизни, телосложением культурным уровнем, образованием.
- Переменные факторы, связанные с условиями труда, обстановкой, материалами, оборудованием и инструментами.
- Переменные факторы, связанные со скоростью движений: быстрота, результативность, автоматичность и другие.
В результате исследований Гилберт пришел к выводу, что факторы движения являются самыми значимыми.
Основные положения школы научного менеджмента были доработаны Максом Вебером. Ученый сформулировал шесть принципов для рационального функционирования предприятия, которые заключались в рациональности, инструктировании, нормировании, разделении труда, специализации руководящего состава, регламентации функций и подчинении общей цели.
Школа научного менеджмента Ф. Тейлора и его дело были продолжены вкладом Генри Форда, дополнившего принципы Тейлора, осуществив стандартизацию всех процессов на производстве, разделив операции на этапы. Форд механизировал и синхронизировал производство, организовав его по принципу конвейера, за счет чего себестоимость уменьшилась в 9 раз.
Первые научные школы менеджмента стали надежным фундаментом для развития управленческой науки. Школу Тейлора отличают не только многие сильные стороны, но и недостатки: изучение управления под углом механического подхода, мотивация через удовлетворение утилитарных потребностей рабочих.
Административная (классическая) школа научного менеджмента (1920-1950 гг.)
Административная школа положила начало развитию принципов и функций руководства, поиску систематизированных подходов по повышению эффективности управления всем предприятием. Существенный вклад в ее развитие внесли А. Файоль, Д. Муни, Л. Урвик, А. Гинсбург, А. Слоун, А. Гастев. Рождение административной школы связано с именем Анри Файоля, трудившегося более 50 лет на благо французской компании в области переработки угля и железной руды. Диндалл Урвик занимал должность консультанта по управлению в Англии. Джеймс Муни работал под началом Алфреда Слоуна в «Дженерал Моторс».
Научная и административная школы менеджмента развивались в разных направлениях, но дополнили друг друга. Сторонники административной школы считали своей главной целью добиваться эффективности всей организации в целом, используя универсальные принципы. Исследователи сумели посмотреть на предприятие с точки зрения перспективного развития и определили общие для всех фирм характеристики и закономерности.
В книге Файоля «Общая и промышленная администрация» управление впервые было описано как процесс, включающий в себя несколько функций (планирование, организацию, мотивацию, регулирование и контроль).
Файоль сформулировал 14 универсальных принципов, позволяющих предприятию достичь успеха:
- разделение труда;
- сочетание полномочий и ответственности;
- поддержание дисциплины;
- единоначалие;
- общность направления;
- подчиненность собственных интересов коллективным интересам;
- вознаграждение сотрудников;
- централизация;
- цепь взаимодействия;
- порядок;
- справедливость;
- стабильность рабочих мест;
- поощрение инициативы;
- корпоративный дух.
1.1 Сущность менеджмента
Менеджмент — английское
слово, в переводе оно означает «управление».
Тем не менее, в русском языке
слова «управление» и «менеджмент»
употребляются в разных контекстах.
Слово «менеджмент» обычно употребляется
по отношению к людям, коллективам
и организациям: «Менеджмент организации»
означает управление этой организацией.
Можно говорить о менеджменте
как в формальных (законодательно
оформленных), так и в неформальных
организациях. Чаще менеджмент рассматривают
по отношению к формальным организациям.
Таким образом, понятие «менеджмент»
можно рассматривать по крайней
мере в трех аспектах — как науку
и искусство управления организациями,
как вид деятельности и процесс
принятия управленческих решений в
организациях и как аппарат управления
организациями. «Менеджмент – это
руководство не подчинёнными и не
институциональной структурой (учреждением,
коммерческой или некоммерческой фирмой,
их отдельным подразделением), а
делом. В менеджменте как науке
об управлении в организациях разделяют
общий и специальный менеджмент.
Объект общего менеджмента — люди в
организациях и управленческие отношения,
которые возникают между ними.
«Предметом изучения
менеджмента является особая разновидность
организационных отношений между
людьми, имеющих форму информационного
обмена и связанных с осуществлением
руководства деловыми и хозяйственными
процессами.
Современная целостная
теория менеджмента – относительно
молодая наука и насчитывает
всего лишь около ста лет. Ее развитие
происходило вместе с изменением
практики менеджмента в XX столетии.
Управленческий контроль
Принципы административного менеджмента называют контроль одной из важнейших управленческих функций. Эксперты утверждают, что без нее невозможно реализовать любые функции управления внутри организации.
Специалисты единогласны в том, что основное содержание управленческого контроля следующее:
Проведение сбора и обработки, а также анализа результатов, которые были получены в результате деятельности всех подразделений компаний. После этого обязательно сравнить эти данные с плановыми показателями, в результате чего будут выявлены отклонения и возможно будет определить их причины. Именно благодаря управленческому контролю можно обеспечить то, что все отклонения будут зафиксированы
Это важно для принятия срочных решений, которые касаются получения доходов компанией
Анализ причин, по которым текущая деятельность отклоняется от планируемого поведения. На таком этапе возможно выявить вероятные тенденции развития компании.
Разработка мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь намеченных целей. Именно здесь должны быть приняты конкретные управленческие решения.
Создание системы отчетности в компании, которая будет использоваться и в его отделениях, и в дочерних компаниях. Обязательное проведение отчетности по результатам работы целой компании, а также каждого отдельного ее подразделения.
Задачи администрирования
Администрирование как организационно-методический процесс направлено на обеспечение администратором и его помощниками комплекса неких норм действий персонала предприятия, таких как:
- положения, устанавливающие права работников;
- ограничения в их деятельности;
- обязанности персонала;
- процедуры, выполняемые ими и по отношению к ним.
Основные задачи администрирования являются элементами сложной системы организации деятельности персонала.
- руководство деятельностью организации в целом;
- регламентация прав и полномочий рядового персонала и управленческих кадров;
- контроль за исполнением всех задач, возложенных на персонал;
- распоряжение ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми;
- регулирование работы специалистов;
- организация делопроизводства и документооборота;
- информационное обеспечение руководящих процессов.
Суть понятия
На сегодняшний день принято выделять таких 2 направления административного менеджмента:
построение организационной структуры,
создание рациональной системы, с помощью которой можно управлять организацией.
Вам будет интересно:Миссия и видение организации. Стратегический менеджмент
Среди отличительных черт нужно отметить такие:
иерархия,
частое использование линейно-функциональной и линейной структуры управления,
разделение власти,
максимально точное разграничение полномочий на каждой должности,
применение формализованных способов для принятия управленческих решений.
Административный тип менеджмента активно применяется в управлении государством. В этой привязке логичным будет отметить понятие государственно-административного управления, которое представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на управление делами государства. В его рамках получает практически полную реализацию исполнительная власть. Среди отличительных признаков такого типа управления стоит выделить:
оперативный и непрерывный характер деятельности,
выполнение специальных функций, которые требуют определенной единообразной технологии,
персонал, состоящий из профессионалов,
введение функциональных и юридических режимов,
использование мер, связанных с административной ответственностью,
функционирование аппарата управления, который построен в иерархическом порядке.
Вам будет интересно:Современные подходы в менеджменте. Характерные черты современного менеджмента
В корпоративном управлении ценность представленного типа менеджмента также неоспорима. Причина этого кроется в том, что с его помощью используется административный ресурс, предоставляющий возможность достижения разнообразных целей тем или иным должностным лицом благодаря официально предоставленным ему полномочиям.
Сегодня чрезвычайно широкое распространение получила подготовка специалистов по программе под названием «Мастер делового администрирования». Такие специалисты действительно востребованы в качестве управленцев высшего звена во многих компаниях.
Чем отличается администратор от менеджера
Такие понятия, как менеджмент и администрирование, очень близки друг другу, и очень часто люди некомпетентные путают одно с другим. Но это в корне неверно, хотя они оба подразумевают осуществление управления предприятием, отделом, штатом.
Администрирование – это действия соответствующего сотрудника, направленные на контроль детального выполнения заданий, заказов, поставок, графиков, планов, критериев, то есть учет каждой мелочи, обеспечивающей успех предприятия.
Менеджмент – это прежде всего мотивирование персонала предприятия на обеспечение лучшего результата его функционирования.
У менеджера гораздо больше прав, в отличие от администратора, его ответственность выше, и, следовательно, круг обязанностей гораздо шире. В его полномочия входит принятие решений, которые могут повлиять на репутацию и состояние компании.
Администратор выполняет большей частью прикладные функции: контролирует выполнение сотрудниками заданий, организует трудовую деятельность, общается с клиентами. В общем, исполняет распоряжения руководства в отношении нижестоящих сотрудников.
Чтобы внести предельную ясность, стоит обозначить основные отличительные признаки менеджера и администратора:
- Образование. Менеджер должен иметь вузовский диплом, а администратору достаточно среднего или профессионально-технического образования.
- Полномочия. Администратор ограничен четкими инструкциями и регламентом, а менеджеру предоставлен более широкий круг как обязанностей, так и прав.
- Личные качества. От администратора требуется внимательность, исполнительность и дисциплина, а менеджер должен быть решительным, креативным и инициативным.
Таким образом, можно сделать вывод, что администрирование – это выполнение четких инструкций руководства по контролю за действиями рядового персонала и отдельных подразделений.
Оценка эффективности управления
Обязательным является измерение эффективности администрирования. Административная школа менеджмента предполагает, что нужно соотнести результат управленческой деятельности со стоимостью ресурсов, которые были затрачены на его достижение. На эффективность работы управленцев влияет очень много факторов, которые организовываются в двух основных группах.
Первая группа, согласно административным теориям менеджмента, включает такие факторы:
Управленческие возможности компании (здесь учитываются все ресурсы, которые есть в распоряжении организации).
Затраты на функционирование и содержание управленческих систем.
Совокупность различных типов выгод (социальных, экономических и прочих), получаемых организацией при ведении управленческой деятельности.
Административный менеджмент включает во вторую группу целый перечень второстепенных факторов, среди которых:
Уровень квалификации исполнителей и работников.
Организационная культура.
Условия работы.
Степень обеспечения управленцев необходимыми им вспомогательными средствами.
Конечные результаты работы организации напрямую зависят от общих показателей. А вторая группа факторов характеризует эффективность, с которой используются отдельные виды ресурсов. При оценке эффективности администрирования обязательно используются показатели рентабельности и прибыли.
Эмпирическая школа
Современные научные школы менеджмента невозможно представить без достижений эмпирической школы. Ее представители считали, что основной задачей исследований в области менеджмента должен стать сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Яркими представителями школы стали Питер Друкер, Рэй Дэвис, Лоуренс Ньюмен, Дон Миллер.
Школа способствовала выделению управления в отдельную профессию и имеет два направления. Первое – исследования проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций. Второе – исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров. «Эмпиристы» утверждали, что руководитель создает из определенных ресурсов нечто единое. Принимая решения, он ориентируется на будущее предприятия или его перспективы.
Любой руководитель призван выполнять определенные функции:
- постановку целей предприятия и выбор путей развития;
- классификацию, распределение работ, создание организационной структуры, подбор и расстановку кадров и другие;
- стимулирование и координацию персонала, контроль на базе связей между управленцами и коллективом;
- нормирование, анализ работы предприятия и всех занятых на нем;
- мотивацию в зависимости от итогов работы.
Таким образом, деятельность современного управленца становится комплексной. Менеджер должен владеть знаниями из разных областей и применять методы, проверенные на практике. Школа разрешила ряд значимых управленческих проблем, повсеместно возникающих на крупном промышленном производстве.
Заключение
Возникновение менеджмента
как особого вида деятельности было
обусловлено развитием рыночных
отношений и появлением крупных
предприятий с сотнями и тысячами
рабочих, которыми владельцы уже
не могли квалифицированно руководить.
Они вынуждены были нанимать для
этого профессиональных управляющих,
предоставлять им самые широкие
полномочия и самостоятельность.
В современной
компании, могут работать до 10 тысяч
высокообразованных людей, представляющих
около 60 разных областей знания — все
они трудятся в тесном контакте на
одном предприятии. Деятельность этого
множества специалистов не будет
эффективной без надлежащего
управления предприятием. Развитие управления
неразрывно связано с прогрессом
производства. С ростом производства
и его усложнением необходимость
в управлении предприятием усиливается.
В фабричную эпоху
(19 век) работа менеджера ограничивалась
управлением процессом производства,
весьма далеким от научной организации
труда. Менеджеры пытались подходить
к управлению организацией как к
механизму, состоящему из нескольких составных
частей, каждая из которых играет четко
определенную роль в процессе функционирования
всего механизма.
В начале 90-ых годов
менеджеры плохо соответствовали
требованиям, предъявляемым к руководителям.
Роль менеджера в управлении компанией
состояла из выполнения исключительно
административных функций. Часто менеджер,
обладая большим опытом технической
работы, не имел достаточных навыков
и умений для успешного руководства
трудовым коллективом.
В 90-е годы рель
менеджеров заключалась в: определении
нормы выработки и вознаграждения
работников предприятия; в организации
производства и труда; в выявлении
путей повышения эффективности
труда; в планировании размещения оборудования;
в координации работы машин и
персонала; в обеспечении дисциплины
и т.д.
Далее, управление
отделяется от капитала и производства,
вместо одного капиталиста-менеджера
возникают два сообщества: акционеры
и наемные руководители. Менеджеров
много, и каждый следит за конкретной
функцией: планированием, производством,
снабжением. После этого функция
каждого менеджера-специалиста вновь
дробится и вместо одного человека
появляется сообщество специалистов,
которые образуют плановое бюро, конструкторский
отдел, бюро контроля. Менеджер отныне
координирует работу специалистов. Ученые
изобрели особые инструменты координирования
деятельности людей, в частности, систему
принятия решений, определение целей
политики компании, философию управления.
На сегодняшний день современный
менеджмент вбирает в себя достижения
различных подходов.
Менеджеры высшего
уровня — определяют общие направления
функционирования и развития организации
и ее крупных подразделений, принимают
ключевые решения по стратегии развития
и текущим делам, наделены полномочиями
для приобретения других компаний,
запуска новых производственных
мощностей, найма работников и т.п.
Менеджеры среднего
уровня координируют и контролируют
работу руководителей низового уровня.
В их действиях преобладает решение
тактических задач, что не исключает
их участия в разработке стратегических
проблем. Значительный удельный вес
в рабочем времени этих менеджеров
занимает общение с менеджерами
среднего и низового уровня. Роль руководителей
среднего уровня значительно возросла.
Это связано с развитием внутреннего
хозрасчета, с расширением прав структурных
подразделений организации.
Менеджеры низового
уровня составляют самую многочисленную
управленческую группу в организации.
Они отвечают за выполнение производственных
заданий и использование ресурсов.
Их работа связана с решением преимущественно
тактических и оперативных проблем.
Она характеризуется разнообразием
выполняемых действий, частыми переходами
от одной задачи к другой, коротким
временным периодом реализации принимаемых
решений, постоянным общением с непосредственными
исполнителями (работниками.
В структуре затрат
рабочего времени менеджеров низового
уровня большое место занимает контроль
и инструктирования подчиненных. Менеджеры
высшего уровня треть своего времени
затрачивает на изучение деловой
окружающей среды.