Бизнес план: как открыть прокат машин

Введение

Несмотря на кризис, россияне продолжают приобретать новые автомобили, хоть и количество покупок постепенно падает. Если изучить рынок, то становится ясно, что приобретаются машины среднего и бизнес-класса, тогда как в бюджетном сегменте царит застой. Это говорит о том, что у рядового населения денег становится меньше, оно начинает экономить и доезжает на машинах, закупленных в “тучные” 2010–2014 годы (срок беспроблемной эксплуатации этих машин уже подходит к концу, что означает, что их придется часто ремонтировать).

Автомобильный бизнес-перспективен и прибылен

Именно поэтому любой бизнес, связанный с ремонтом автомобилей, будет всегда востребован — мы рекомендуем вам смотреть на нишу бюджетных машин, поскольку именно в ней больше всего клиентов и такие машины чаще всего ломаются (дорогие иномарки обслуживаются в официальных сервисных центрах — вряд ли кто-то на автомобиле за 3–5 миллионов рублей поедет к начинающему).

В данной статье мы рассмотрим пять основных примеров бизнеса и приведем советы по их развитию и монетизации. Вам останется только подобрать тот бизнес, к которому у вас лежит душа. Перед тем как открываться, обязательно изучите рынок, чтобы понимать, чего ожидать от конкурентов – это высокодоходная ниша, поэтому и конкуренты тут будут практически всегда. Изучите, как они ведут дела, что предлагают, какой у них ценовой диапазон, подумайте, что вы сможете предложить потенциальным клиентам, чтобы они ушли от них к вам.

Затраты на реализацию

Организовать бизнес по оказанию помощи при покупке автомобилей можно тремя основными способами: начать бизнес с нуля, использовать франшизу или купить готовый бизнес.

Начинать бизнес с нуля сравнительно дешевле всего. По примерным подсчетам на это требуется порядка полумиллиона рублей, а при наличии определенной компетенции и собственного транспортного средства, затраты снижаются в разы. Также положительным моментом является тот факт, что предприниматель с самого начала погружен в данный бизнес, поэтому он знает все его тонкости и нюансы, умело подстраивается под изменчивый спрос. Недостатком этого способа является отсутствие репутации при выходе на рынок. О компании никому не известно, все что у нее есть — предполагаемая целевая аудитория, никакой клиентской базы, никаких связей. Соответственно, необходимы огромные затраты на продвижение, на то, чтобы о компании услышали и дали возможность проявить себя. Поэтому довольно велик риск того, что первые месяцы компания в лучшем случае будет достигать безубыточности, о какой-либо прибыли маловероятно будет идти речь в реальности.

Улучшить ситуацию со входом на рынок может помочь франшиза. Она представляет собой право пользования определенным товарным знаком или знаком обслуживания. Таким образом, компания с самого начала имеет определенную репутацию бренда, под крылом которого она находится. Это позволяет уже на старте работы компании привлечь клиентов. Однако для приобретения франшизы необходимо оплатить паушальный взнос за право пользования брендом (его сумма может достигать миллиона рублей), а в дальнейшем в установленные периоды выплачивать роялти (определенный процент от прибыли). Так как специализированных крупных компаний, оказывающих услуги по помощи в покупке автомобилей нет, то франшизу можно приобрести у определенных автосалонов, крупных автомобильных компаний и пр.

Наконец, самый простой и затратный способ – покупка готового бизнеса. Готовый бизнес в данной сфере стоит порядка нескольких миллионов рублей, срок окупаемости может составить несколько лет

Также необходимо уделить внимание при покупке готового бизнеса его прибыльности, репутации, юридической чистоте. Наряду с высокими затратами определенным недостатком данного способа является отсутствие опыта и четкого понимания специфики сферы деятельности

Работа перекупщиком

В России авто перекуп как бизнес достаточно выгоден, но войти в него не всегда просто. Вам понадобится сумма на первую машину (300–500 тысяч, хотя можно начать и с недорогих вариантов), а также хорошая реклама и знания. Принцип прост — вы изучаете рынок, выбираете варианты, которые продаются дешевле, покупаете их (или берете на реализацию), после чего продаете по рыночной цене или немного выше.

Окупаемость подобного бизнеса практически мгновенная – продав одну-две машины, вы полностью окупите сделанные вложения. Перед тем как начать, необходимо детально обдумать, как именно вы собираетесь работать. В принципе, при небольших объемах, можно даже не регистрироваться как ЧП — достаточно будет просто работать, не вызывая пристального внимания со стороны государства. Но регистрация, конечно же, даст вам больше возможностей.

Рассмотрим, как можно начать подобный бизнес. Если наличной суммы на покупку машины у вас нет, то всегда можно получить кредит. Не обязательно даже оформлять его как кредит — у многих банков есть услуга овердрафта, то есть возможности пользоваться деньгами без комиссии на протяжении определенного срока. У многих банков это 45–60 дней — вполне достаточно для того, чтобы купить-продать автомобиль при правильном подходе.

Перекупщик окупает все сделанные вложения за 1-2 продажи

Итак, вы начинаете изучать сайты и порталы, выискивая интересные предложения. Найдя что-то интересное, назначаете встречу, осматриваете автомобиль сами или заезжаете на СТО, после чего производите расчет или договариваетесь о перепродаже машины. Многие люди не хотят самостоятельно заниматься продажей, поскольку это занимает время, приходится общаться с незнакомыми людьми, отвлекаться от работы, отвечать на сотни звонков, куда-то гонять машину и пр. Им проще сдать ее на реализацию или продать немного дешевле рыночной цены, чтобы не связываться с процессом.

Что необходимо для организации подобного бизнеса? Если вы начинаете с одной машины, то вообще ничего не надо – вы берете автомобиль, приводите его в порядок, отмывая от грязи, облагораживая салон и ЛКП, ремонтируя ходовку и убирая явные дефекты, после чего даете объявления в СМИ, на сайтах, предлагая машину знакомым и пр. Хороший автомобиль можно продать за пару недель — вы не только вернете вложенные в него деньги, но и получите неплохую прибыль.

Также следует учитывать, что машину обычно отдают с запчастями, с дополнительными колесами и пр. — их можно продать отдельно или предложить новому владельцу за небольшое вознаграждение. Если вы планируете работать с несколькими машинами, то вам понадобится площадка, где будет храниться транспорт. Можно, конечно, обойтись обычной стоянкой, но лучше все же арендовать площадь для экспозиции.

Плюсы и минусы бизнеса

Оказание помощи в покупке автомобилей имеет определенные достоинства и недостатки.

К достоинствам относится сравнительно небольшой финансовый порог, который необходим для входа на рынок. При наличии навыков и собственного транспорта, финансовые затраты будут менее ста тысяч рублей.

Также достоинством бизнеса является повышенный спрос на услугу. Общее число приобретаемых автомобилей с течением времени растет, однако компетенция автолюбителей значительно снижается. По этой причине они не могут осуществить полноценный осмотр и диагностику систем автомобиля при покупке, выявить все скрываемые продавцом дефекты.

Ведение данного бизнеса несет исключительно низкие расходы. За исключением первоначальных инвестиций и потенциальной необходимости в оплате труда специалиста, основной издержкой будет лишь расход на топливо, так как работа осуществляется на выезде.

К недостаткам бизнеса относится прежде всего достаточно высокий уровень конкуренции. В настоящее время на рынке действует огромное число мелких зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей, оказывающих подобного рода услуги.

Также имеют место объективные внешние риски, которые могут негативно сказаться на спросе: снижение покупательской способности населения, изменения в законодательстве и пр.

Риски автомобильного проката

Там, где взаимодействуют люди и машины, без аварийных ситуаций не обойтись. Поэтому фирмы стараются сократить риски и выдают в прокат машину не каждому желающему. Стандартно – это возраст от 21 года и стаж вождения 1-3 года.

Также прокатчики любят «пробивать» тех, кто запрашивает автомобили премиум класса. Делается это неофициально, через связи службы безопасности с ГАИ. В случае обнаружения судимости, такой заказ не принимается.

 Но даже при таких мерах, всё равно риски большие.

  1. Каждый пятидесятый автомобиль в прокате угоняется.
  2. 15 из 500 машин выходит из строя в течение года.
  3. Из ста заказов 5 стандартно аварийные.

Неутешительные данные, ведь затраты нужно как-то восполнять. Ведь фактические убытки от той же аварий будут сопровождаться косвенными, от неполученной прибыли за простой авто в ремонте.

Кстати, если клиент попадает под штраф на дороге, прокатчику не стоит волноваться. Нужно заранее составить договор с пунктами про штраф. К тому же, законодательство тоже на стороне фирмы. Так как правила гласят, что владелец авто не будет нести ответственности в случае, если его не было за рулём в момент правонарушения.

Защита от рисков существует пока в нескольких вариантах.

  • Первое – это страховка авто. Все автомобили в прокате проходят обязательную процедуру страхования. Так легче выручить денежные средства при форс-мажорном обстоятельстве.
  • Второе – внесение клиентом залога. Размер суммы опять же варьируется исходя из класса и изначальной дороговизны машины. Так для иномарок эконом класса залог будет составлять 300-500 долларов, а за бизнес-класс просят уже до 800 долларов.  Залог возвращается, если аварийный случай наступает не по вине клиента. Это тоже нужно учитывать.
  • Также стандартным действием является ограничение ежедневного пробега. Обычно прокатчик ставит условие, при котором клиент вправе проехать за день не более, например, 200 километров. И в случае превышения лимита вправе изъять из залога определённую часть.

Но всё же, какими бы не были риски, нужно увеличивать спрос на свои услуги, только так можно будет повысить оборот и развиваться. Поэтому на старте также будьте готовы вложить деньги в рекламную компанию.

Начинать её нужно сразу, ещё при регистрации ООО. И лучше не пожелать вложений и обратиться к специалистам. Которые не только подскажут, какие каналы рекламы будут действенны в вашем случае, но и сделают за ваши деньги большую часть работы. А туда будет входить и собственный сайт, и рассылка по базе потенциальных клиентов и наружная реклама. Будьте готовы потратить от 3 тысяч долларов на всё.

Ещё один повод оплатить услуги рекламного агентства кроется в местоположении вашего проката. Так как действие различной рекламы в разных городах отличается

В крупных на объявления в газетах, например, никто из потенциальной аудитории не обратит внимание, а в небольших населённых пунктах, наоборот, это будет действенным методом

Закручивание гаек

Первая половина 2000-х — это время жесткой встряски всего автомобильного бизнеса. Как услуг сервиса, так и запасных частей, и продажи автомобилей. Тогда государство предприняло меры, чтобы направить всех в правовое поле, окончательно прекратить незаконные валютные операции, ликвидировать схемы уходов от налогов и таможенных платежей. Тогда ведь автомобили ввозили через подставных физических лиц, а для запасных частей заявляли страну происхождения РФ. Очень много было махинаций, связанных с фиктивной документацией.

Именно тогда открывались уголовные дела, велись расследования, на допросы вызывались руководители компаний и начальники отделов. В тот момент я работал уже начальником отдела запчастей в компании «РМ-Маркет», дилере Opel, так что меня тоже очень жестко «потрясли», проверяли вплоть до последней запятой в документах за операции тех лет. Но я отделался только нервотрепкой. По той простой причине, что легальность работы была требованием немцев.

Мажоритарием-учредителем «РМ-Маркета» был господин Малер. Благодаря этому обстоятельству я имел возможность изучить немецкий опыт ведения дел в сфере автомобильного сервиса во время командировок, связанных с обучением и стажировкой в Германии.

Если смотреть на начало 2000-х из наших дней, то можно сказать, что за эти годы мы, конечно, категорически продвинулись в направлении Германии в легальности оказания услуг, в организации процессов обучения персонала, по крайней мере в дилерских предприятиях, потому что раньше этим никто не занимался. Раньше мы учились на машинах клиентов, что недопустимо с цивилизованной точки зрения. Также мы продвинулись в части управления и внедрения бизнес-процессов. Хотя с немецкой точки зрения, когда компания численностью 120-130 сотрудников собирается раз в год, назвать это стратегической сессией нельзя — в Германии так работает семейный бизнес, и они этим никогда не парятся.

Там клиентинг заключается сугубо в выяснении, что твоему клиенту надо, делается то, что он от тебя хочет, и ровно столько, сколько он хочет, предвосхищая его ожидания качественным сервисом. И не нужно заниматься усложнением процессов, изображая из себя того, кем ты не являешься.

Ладно, когда стратегией занимается импортер, у которого целая дилерская сеть. Но когда ты единственный дилер марки на всю страну, пусть и имеющий статус импортера, заниматься всеми этими стратегиями на рынке, по покупательной способности сопоставимым с пригородом Берлина, это, по мнению немцев, смешно.

Дело в том, что средний возраст автомобилей в РБ далеко не 10 лет. Плюс гигантское количество машин — не сравнить с числом новых автомобилей! — было ввезено до 2011 года включительно. То есть большая доля рынка до сих пор лежит в 1990-х, когда каждый автовладелец ехал на какой-то рынок, покупал запчасти и потом сам или с другом ремонтировал эту машину. И это так и осталось, особенно в регионах, где платежеспособность людей гораздо ниже, чем в столице.

Однажды некий господин купил автомобиль Opel Vectra В. После первого ТО решил, что слишком дорого к дилеру ездить, стал обслуживаться на неавторизованном сервисе. Вот так и ездил, пока на 61-й тысяче километров у него не рванул ремень ГРМ с капитальными повреждениями двигателя. В гарантийном ремонте ему отказали. Во-первых, потому, что имел место перепробег — привод ГРМ должен меняется на 60 тысячах. Во-вторых, он отказался от фирменного сервиса. Хотя в аналогичных случаях, когда владелец выполняет все требования и является клиентом дилерского предприятия, на небольшой перепробег закрывают глаза. Этот случай произошел не у нас, а в Германии в 2003 году.

Вот другой пример, тоже немецкий. По моей рекомендации люди поехали в один автохаус и купили Opel Corsa В в очень хорошем состоянии. Только выехали — срезало болт ролика натяжителя ремня ГРМ. Дефект болта. Машина обслуживалась только там, имеет честный пробег. Покупателям принесли извинения, предоставили подменный автомобиль и оперативно отремонтировали машину.

Всегда, во все времена и везде, в Германии в том числе, возникают ситуации, когда клиент считает себя правым, а услуги сервиса — нет. Независимо от того, насколько цивилизован этот рынок, везде и всюду есть такие ситуации. И есть потребительский экстремизм. В том числе и в тех случаях, когда клиент понимает, что он не прав, но, используя несовершенство правовой базы или какой-то уникальный случай, он может просто содрать с предприятия деньги. Такое бывает.

Парад экспериментов

Экспериментировать, так с размахом! Большой парад испытаний-2019 начал Сергей Боярских — вместе с читателем он сравнивал 92-й, 95-й и 98-й бензины. На каком быстрее разгонишься, а на каком сэкономишь больше литров? Тест проходил, конечно, не в «сферических условиях в вакууме», но более-менее показателен.

Ресурсный тест не самых брендовых шин, кстати говоря, еще продолжается. «Лето» уже завершило свой пробег, зато на сцену вышли «всесезонка» и «зима». Нам очень интересно, как себя покажут эти комплекты, особенно в сравнении между собой.

Понятно, что данный ресурсный тест не претендует на звание серьезного исследования, — это больше эксперимент повседневного характера. А вот кто занимается реальными испытаниями шин, так это Павел Козловский. Он отправился в Финляндию на тесты зимней резины и объяснил, почему в Беларуси корректно такие испытания не проведешь. Если кратко: нет подходящих условий, а без них это не шинный тест, а банальные «покатушки» с приборами.

А еще перед зимой мы обработали редакционный Ford Focus антикоррозийным составом одного известного бренда. Днище хэтчбека в не самом лучшем состоянии, поэтому мы в предвкушении — план сработает или машина уедет в Гатово?

Наконец, эксперимент, который случайно провел знакомый американец, — в Беларуси он пытался взять машину напрокат. Как думаете, с какой попытки ему это удалось?

Дополнительные услуги

Наряду с базовыми выездными услугами по осмотру, диагностике и экспертному заключению, специалист может оказывать дополнительные услуги.

В первую очередь, это консультации. Они могут осуществляться как по телефону, так и при личном присутствии клиента. В случае заключения договора о дальнейшем использовании услуги по побору автомобиля, консультация может оказываться бесплатно. В консультацию входят рекомендации специалиста по выбору марки автомобиля, модели, советы по комплектации, исходя из располагаемого бюджета клиента.

Во-вторых, дополнительной услугой может быть подбор автомобиля по заявке клиента. С клиентом оговаривается бюджет, приоритетные марки, модели, год впуска и техническое состояние автомобиля, далее специалист осуществляет поиск автомобиля по заявленным требованиям. После этого происходит осмотр выбранных транспортных средств с присутствием заказчика.

В-третьих, можно предложить услугу по сопровождению сделки. Компания занимается подготовкой всех документов, оплатой всех необходимых обязательств и за заранее оговоренную плату отдает заказчику автомобиль «под ключ».

Также компанией могут оказываться услуги по снижению цены в ходе торга с продавцом, предоставление отчетов и гарантий по произведенным осмотрам транспорта, юридическая проверка автомобиля.

Настоящее и будущее общественного транспорта

Весной накипело у столичных водителей автобусов и троллейбусов — они пожаловались на ужасные условия труда и то, что каждый день подвергают опасности пассажиров не по своей воле. Ольга Арсеньева следила за развитием этой темы. Увы, история оказалась чересчур белорусской — «слишком смелых» начали активно прессинговать на работе.

Пожелаем отечественному общественному транспорту меньше проблем в 2020-м. Тем более что МАЗ подготовил новое поколение своего автобуса. Модель под индексом 303 «препарировал» Сергей Грищенко. «Первое знакомство с МАЗ-303 позволяет утверждать: это действительно машина нового поколения — решительный шаг вперед и вверх», — утверждал наш автор.

Разборка автомобилей

Для того чтобы начать подобный тип бизнеса в 2018 году, понадобится примерно 300–400 тысяч рублей, при этом полная окупаемость дела составляет 10–12 месяцев. Для этого вам понадобится площадка и помещение, где будут храниться ценные детали и работать работники. Не нужно искать место в центре города — обычно разборки работают по окраинам, чтобы никому не помешать.

Принцип работы в следующем: вы будете скупать у автовладельцев старые автомобили, разбирать их и продавать по частям. Многие думают, что найти “доноров” для разборки практически невозможно, но на деле это не так. На переработку сдают старые машины, машины не на ходу, автомобили после аварии или пожара, а также те, у которых имеются проблемы с документами.

Разборка — это идеальный автомобильный бизнес — идеи без больших вложений могут быть и другими, но именно авторазборка приносит довольно стабильный и высокий доход, особенно если вы наладите нужные контакты и о вас узнают в городе. Принцип работы прост: вы выкупаете автомобиль, после чего-либо разбираете его и продаете запчасти через интернет, либо просто ждете, пока к вам обратятся люди, которым что-то необходимо.

В России подобного пока не встречается — разборку проводит хозяин бизнеса, но в качестве идеи вы вполне можете использовать это начинание.

Авторазборки всегда пользуются популярностью

В чем достоинства авторазборки? Рассмотрим несколько пунктов:

  1. Минимальные вложения. Все, что вам понадобится — это небольшая площадка (в принципе бизнес можно организовать просто во дворе частного дома или возле него, особенно если вы живете на отшибе).
  2. Хорошая ликвидность. Запчасти на популярные марки покупают постоянно – машину можно распродать целиком всего за месяц.
  3. Постоянная необходимость в запчастях. Поскольку парк автомобилей, находящихся на руках, постоянно стареет, то запчасти будут пользоваться популярностью практически постоянно. Согласно статистике, в России почти 60% автомобилей старше 10 лет, а они постоянно ломаются.
  4. Безотходное производство. Даже если у вас что-то не продастся, то детали всегда можно сдать в металлолом, а масло продать на переработку или использовать в качестве растопочного материала.
  5. Простота реализации. Вам не нужно нанимать сотрудников, если вы хоть немного разбираетесь в машинах, не надо закупать дорогостоящее оборудование или станки — достаточно набора ключей, отверток и стандартного инструмента.

Если собираетесь вести бизнес серьезно, то кроме площадки вам понадобится и мастерская с небольшим офисом. Здесь следует оборудовать склад деталей, а также комнату для приема посетителей. Учитывайте, что иногда людям придется подождать, пока нужная запчасть будет снята — это может занять определенное время. Также продумайте, как именно вы будете разбирать автомобили — наверняка вам понадобится яма или подъемник, если дела пойдут хорошо.

Обслуживание и ремонт автомобилей

Рассматривая интересные идеи автобизнеса нельзя забывать о классических услугах — ремонт, обслуживание, шиномонтаж, мойка и пр. Этот бизнес потребует от вас серьезных вложений на закупку оборудования — от 500 000 до 1 000 000 рублей. Но если вы закрепитесь и займете свою нишу, то бизнес будет приносить вам стабильный доход, а вложения окупятся за 12–24 месяца в зависимости от того, что именно вы выбрали.

Не обязательно заниматься профессиональным ремонтом и создавать полноценную СТО. Можно предложить людям услуги сезонного и планового обслуживания: замена техжидкостей, фильтров, проверка состояния ходовой, смена резины, подготовка к сезону и пр. Практически все машины проходят комплекс подобных работ два раза в сезон, при этом процедура занимает минимум времени и не требует специальных знаний.

Обслуживание автомобилей — перспективное начинание

Для подобного бизнеса важно подобрать и хорошее местоположение, и персонал. Вам понадобится не просто площадка, а оборудованное здание, в котором будет:

  1. Комната для ожидания.
  2. Место для размещения подъемников.
  3. Место для отдыха мастеров.
  4. Склад запчастей.
  5. Туалет и душ.
  6. Технические помещения для оборудования.

Отметим, что для подобного бизнеса важно найти хороший персонал — грамотные мастера принесут вам больше денег и превратят заезжих клиентов в постоянных. Поэтому есть смысл потратиться на хорошие зарплаты и создание комфортных условий, а также контролировать работу мастеров, чтобы они не халтурили и не работали спустя рукава

Выводы

Итак, мы рассмотрели несколько вариантов бизнеса, связанного с автомобилями. На самом деле их гораздо больше — это и автомойка, и такси, и шиномонтаж, и хранение шин, и продажа автономеров или запчастей. Вариантов заработка на машинах масса, а рынок — практически нескончаем. Но прежде чем выходить на него, постарайтесь правильно оценить свои силы и просчитать риски, поскольку это довольно конкурентная среда, где уже вращаются миллионы предпринимателей. Мы рекомендуем действовать по следующему плану:

  1. Выбираем направление. Подумайте, что именно вам будет интересно, в чем вы хорошо разбираетесь или хотели бы разобраться.
  2. Изучаем рынок. Поинтересуйтесь, кто из конкурентов предоставляет подобные услуги, какой уровень цен у них, что именно они делают, где закупают сырье и как его продают.
  3. Составьте бизнес-план. Многие предприниматели пропускают данный пункт, действуя “по наитию” и в итоге сбиваются, теряют цели. Бизнес-план станет вашим проводником в мире бизнеса.
  4. Учитывайте риски. Даже если вы запустились и уже все идет хорошо, то продумайте, какие риски могут возникнуть и как именно вы будете выходить из неприятных ситуаций.
  5. Старайтесь легализоваться. Работать “в черную” можно только на начальных этапах, после чего обязательно оформите ИП или ООО. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector