Ð¥ðð ððšð¢ð•ð ðð«ð• ð§ð•ð ð¢ð« ð˜ ð¡ð¢ðð”ð˜ð˜ ðœð•ðð•ð”ð–ðœð•ðð¢ð

Сегодня этот перечень имеет следующий вид — содержание функции администрирования:

1. Установление целей (определение будущего состояния предприятия),

2. Разработка стратегии (определение способов достижения цели),

3. Планирование работы (определение задач конкретным специалистам),

4. Проектирование работы (определение рабочих функций исполнителям),

5. Мотивирование работы (целенаправленное воздействие на работника),

6. Координация работы (согласование усилий исполнителей),

7. Учет и оценка работы (измерение результатов и их анализ),

8. Контроль работы (сопоставление результатов с целями),

9. Обратная связь (корректировка целей),

Под администрированием следует понимать более конкретную работу, связанную с необходимостью выполнять конкретные действия.

Администрирование – деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления (приказы, распоряжения и т.д.).

Административный подход к управлению – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Понятие управления и менеджмента

1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация».

1.3. Подходы к определению менеджмента.

1.4. Содержание и особенности управленческого труда

1.5. Разделение труда в управлении

1.6. Менеджер, его роль и место в организации

1.7. Виды менеджмента

Возникнув в конце 19 в., менеджмент приобрел особую популярность в 30 – е гг. 20 века.

Менеджмент — происходит от английского слова management – управление, происходит от латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» вошли в наш обиход наряду с терминами «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», но существенным отличием менеджмента и управления является та среда, в которой происходит процесс.

Управление имеет более широкое значение. Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.

По мере усложнения деятельности человека управление выделяется в особый вид деятельности и позднее специализируется. Появляется система управления, состоящая из субъекта и объекта управления, между которыми имеются определенные взаимоотношения, точнее субъект оказывает управляющее воздействие на объект управления, а объект управления, в свою очередь, может отвечать или не отвечать на такое управляющее воздействие, что определяется психологическими особенностями управленческого процесса.

Более того, управление можно рассматривать с позиции 3 подходов.

1 подход: Управлением – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ;

Спортивный менеджмент

Данное понятие обозначает специфическую область деятельности. Под спортивным понимают один из видов отраслевого менеджмента. Он включает в себя теорию и практику эффективного управления организациями, работающими в сфере физкультурной направленности.

Объектами менеджмента в сфере физической культуры являются различные организации, осуществляющие свою деятельность в данном направлении. Это спортивные школы, клубы, стадионы, федерации спортивно-оздоровительные центры и т.д. Продукт их деятельности – организованные формы физкультурных занятий, тренировки, матчи, соревнования и т.д.

Предмет спортивного менеджмента представляет собой те управленческие решения, которые складываются при взаимодействиях субъекта, а также объекта управления. Оно может быть осуществлено как внутри таких организаций, так и при распространении предлагаемых услуг потребителю.

Сущность менеджмента в спортивной сфере заключается в целенаправленном регулярном воздействии субъекта на объект. Целью подобного управления является достижение последним нового запланированного им качественного состояния.

Определенные элементы спортивного менеджмента в некоторой степени выполняют все работники данной сферы. Например, тренер. Он производит набор в спортивную секцию, ведет учет, а также анализирует и обобщает результаты работы.

Типы

В менеджменте управленческих процессов существует классификация по типам выполнения. Рассмотрим их:

  1. Линейный — содержит в себе четкую последовательность прохождения каждой стадии.
  2. Корректируемый — для данного типа характерна коррекция прежних стадий по завершению последующих.
  3. Разветвленный — в этом типе часто присутствуют множество аспектов и вариантов конструкций процессов.
  4. Ситуационный — при данном варианте первоначально ставится ориентировочная цель. Окончательный вариант цели формируют после оценивания ситуации, постановки проблемы и исследования решений.
  5. Поисковый — решение создается, основываясь на цель и оценку ситуации, потом его корректируют.

Чтобы выбрать наиболее подходящий тип, следует оценить качество и степень обеспечения информацией.

Объекты арт-менеджмента

Управление учреждениями культуры относится к самостоятельным видам профессиональной деятельности. Менеджер, который является ее субъектом, осуществляет управление хозяйственной работой организации либо в целом, либо в конкретной ее сфере. Такая деятельность и является объектом арт-менеджмента. Управление при этом осуществляется над совокупностью взаимосвязанных между собой структурных подразделений, выполняющих различные функции. Это сектора, отделы, департаменты и т.д. Они также являются объектами арт-менеджмента. Их управление осуществляется с целью максимально эффективного решения задач, которые выдвигаются перед организацией.

Средние века

В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой темы, оставившими после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный деятель и ученый Н. Макиавелли и социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

Н. Макиавелли — основоположник новой науки — науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался прежде всего доказать, что возникновение государства — это не результат божественного предопределения, а объективная историческая необходимость — фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла сопрягаться 2-я движущая сила — личная энергия.

Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты по менеджменту проявили к Н

Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях — политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах — обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления

По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.— 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки — менеджмента. Таким образом, проанализировав события, произошедшие в древнем периоде, можно его охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки

Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента.

II период развития менеджмента — индустриальный период (1776-1890).

Период с ХVII в. по ХIХ в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

Основными признаками, присущими управлению являются:

— целенаправленность: исходный пункт управления – постановка целей. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, т.е. будущее состояние, которого необходимо достичь. Целью может служить и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

— воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы (организации) и перевести ее в новое состояние (использование различных ресурсов, разработка проектов, обучение персонала, приказы, распоряжения).

В управлении можно выделить объект и субъект управления, т.е. управляющую и управляемую подсистему. Элементы, на которые направлена эта деятельность (управление), называется объектом управления. Это управляемая подсистема. Направление управленческой деятельности осуществляет субъект управления (управляющая подсистема). Любая организация есть совокупность управляемой и управляющей подсистем (рис. 1.1).

Субъект (орган) управления (управляющая система ()

       
 
   
 

Объект управления (управляемая система)

Рис.1.1 — Принципиальная схема управления (контур управления)

Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Управление — представляет собой планомерную деятельность управляющей подсистемы, направленную на оптимальное функционирование и на развитие управляемой подсистемы.

3 подход. Управление рассматривается как социальное управление, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования развития.

Японская модель

Основы управления по-японски признаны во всем мире. Она формировалась под влиянием зарубежного опыта, в том числе американского, но при этом сохранила лучшие национальные традиции.

Японская система – самая эффективная в мире и основывается на умении работать с людьми. Так как природными ресурсами страна не богата, то ставка изначально делалась на человеческие ресурсы. Это позволило японской экономике выйти в лидеры среди других стран. В итоге модель активно влияет на формирование особенностей современного менеджмента.

На предприятиях активно продвигается принцип «Мы все – одна семья». Главная цель менеджеров – установить хорошие отношения с работниками, создать единую команду.

Само управление не авторитарное, а рекомендательное. Нет необходимости очерчивать круг обязанностей работника, потому что каждый готов делать то, что необходимо команде. Все подчинены одной идее, стремятся к достижению общей цели.

Японцы настолько преданы своим фирмам, что часто не используют выходные и оплачиваемые отпуска. К тому же смена места работы не приветствуется. При переходе в другую компанию человек теряет свои заслуги и стаж и вынужден начинать карьеру с нуля. Такие работники считаются второсортными.

Продвижение по службе совершается каждые 4-7 лет. Так как люди чаще всего работают в одной компании всю жизнь, то им стараются разнообразить деятельность. В первую очередь повышают самых порядочных, скромных и трудолюбивых.

Всячески поощряется тесное общение сотрудников между собой. Все начинают день с зарядки и корпоративной песни, сидят в кабинетах без перегородки вместе с начальником. Руководителям не положен отдельный кабинет, чтобы не разрушать атмосферу единства. Нет привилегий в зависимости от ранга, зарплаты новичка и управляющего отличаются, но всего в 7-8 раз. Причем во время кризиса в первую очередь снижается зарплата руководства.

Поощряется создание рабочих династий. Фирмы охотно принимают на работу детей и близких родственников своих служащих. В 45 % случаев кадры набираются по рекомендациям. И тот, кто его порекомендовал, несет за него ответственность.

Такой менеджмент, учитывающий психологию людей, усовершенствовал традиционные методы и позволил Японии добиться огромных результатов. Сейчас эта система внедряется и в других странах с развитой экономикой.

Менеджмент на предприятии

Менеджмент в деятельности предприятия содержит в себе основные направления:

  1. Применение методов работы, которые обеспечивают достижение результатов компанией в самые ближайшие сроки;
  2. Постоянное администрирование – различные организационные моменты на предприятии должны сопровождаться контролем со стороны руководства;
  3. Определение целей и направления, которых компания должна придерживаться. Например, предпринимательство.
  4. В ходе деятельности создается система ценностей (интеграция), которая позволит коллективу работать в общем направлении, и обеспечить им безопасные условия труда. Наличие такой системы позволит организации существовать на рынке долгое время.

Каждая ступень производства не только является особенной, она требует от руководителя непосредственного участия.

Чтобы быть уникальным и суметь разрешить любые вопросы, он должен отвечать следующим требованиям:

  • Начальник, осуществляя руководство фирмой, проявляет лояльность к подчиненным, и несет полную ответственность за выполняемую ими работу.
  • Успешный менеджер всегда должен быть в курсе последних тенденций, постоянно учиться и совершенствовать свои навыки. Причем обучение лучше проходить вместе с сотрудниками, это позволит им разглядеть в управленце своего лидера, и создаст особую атмосферу на производстве, при которой каждый сотрудник сможет раскрыть свои способности.
  • Неуклонное соблюдение этики бизнеса. Менеджер должен уметь моментально включаться в процесс работы на всех уровнях. Его деятельность осуществляется не только в кресле, но и в способности контактировать с обычными покупателями и руководителями других предприятий. Такое поведение управленца позволит создать условия целостности всего рабочего процесса.
  • Одним из главных требований к менеджеру предприятия остается не только знание основ менеджмента, но и его способность быть честным и уметь доверять людям.

Основные задачи

Проблемы менеджмента в сфере культуры состоят в миссии большинства таких организаций и в специфике их деятельности. Несмотря на то что подобные учреждения обладают разной ведомственной принадлежностью и статусом, они в большинстве своем являются некоммерческими. Их главной целью является не получение прибыли, а достижение таких духовных целей, как просвещение, образование, творческое развитие, воспитание и т.д. Например, миссия библиотеки заключена не только в создании уникального информационного ресурса, но и в формировании коммуникативной и креативной площадки в регионе.

В связи с этим работа арт-менеджеров находится в прямой зависимости от направления деятельности учреждения и от финансовой поддержки со стороны государства. Основной задачей руководителя при этом является грамотное использование и освоение имеющихся ресурсов, что позволит реализовать цели культурной деятельности и обеспечить миссию учреждения. При этом сопутствующей (второстепенной) целью управленца может стать получение материальной прибыли. Решать эту задачу можно по-разному.

Как добиться эффективности менеджмента в сфере культуры? Как применить управленческие инструменты грамотно? Для этого руководителю учреждения искусства необходимо принять во внимание сферу культуры, виды деятельности организации и особенности менеджмента. В процессе работы непременно следует учитывать:

  • Ключевую миссию искусства.
  • Направленность отрасли именно в этом секторе культурной деятельности.
  • Специфику определенного сегмента рынка (образование, досуг и т.д.), а также целевую аудиторию (молодежь, дети, туристы).

Если рассматривать кратко особенности менеджмента в сфере культуры, то можно говорить о его основной миссии, которая заключена в создании экономических и организационных условий, способствующих саморазвитию культурной жизни. Причем не менее этих границ и не более их. В этом и состоит основная специфика арт-менеджмента.

Неудивительно, что на сегодняшний день государство рассматривает сферу культуры не только в качестве создателя и хранителя художественных ценностей. Она является для бюджета важным сектором экономики. Он обеспечивает занятость населения, дает прирост поступления в казну финансов в виде налогов от своей деятельности, а также развивает такие высокодоходные направления, как производство видео- и аудиопродукции, промышленный дизайн, фото и т.д. В этом заключен экономический механизм данной сферы. Для его максимального использования в последнее время культура стала все более увязываться с внешнеэкономической, структурной, социальной и промышленной политикой.

Ситуационный подход

В менеджменте берется конкретная ситуация, которая в данный момент важна для организации и влияет на нее. Методы управления выбирают, отталкиваясь от данной ситуации.

Не существует готового свода правил или набора руководств, это интеллектуальный метод, способ мышления.

Ситуационный подход в менеджменте опирается на 4 основных принципа:

  1. Знание системного анализа, планирования, понимание управленческих процессов, группового поведения и различных методов принятия решений.
  2. Умение предвидеть возможные результаты своих действий и использования конкретных методик.
  3. Способность анализировать ситуацию в моменте. Выделять важнейшие факторы и последствия их изменений.
  4. Правильный выбор и использование тех методов и приемов, которые будут иметь минимальные негативные последствия. Поиск наиболее эффективных путей для организации.

Понятие менеджмента

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

— организация и управление (производством и коллективом);

— постановка и корректировка задач;

— разработка этапов работы;

— принятие решений;

— налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

— регулирование процессов;

— сбор и обработка информации;

— анализ информации;

— подведение итогов работы.;

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.»

Цели менеджмента:

— получение (увеличение) прибыли;

— повышение эффективности хозяйствования;

— удовлетворение потребностей рынка;

— решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

— организация производства конкурентоспособных товаров;

— совершенствование производственного процесса;

— внедрение новейших наукоемких технологий;

— повышение качества продукции;

— снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера ( 1.1).

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

— высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

— среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

— низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Стадии процесса

Чтобы процесс управления проходил успешно, требуется соблюдение определенной последовательности стадий:

  1. Целеполагание состоит из определения, формулировки, постановки и корректирования цели.
  2. Работа с информацией предполагает ее накапливание, сохранность, поиск, обработку и передачу.
  3. Аналитическая работа характеризуется мониторингом параметров, подсчетом показателей, графированием и анализом.
  4. Выбор вариантов действий представляет собой поиск различных версий, обозначение выбора, соотнесение разнообразных версий, подбор способов управления, координационное утверждение и принятие решений.
  5. Организационно-практическая работа состоит из вверения решения лицам, которые будут его исполнять, пояснения и детализации решений, назначения задач, наделения полномочиями, контролирования производства.

Поведенческий

Это более мягкий подход, который помогает сотрудникам раскрыть свои сильные стороны и творческие способности. Эффективность предприятия повышается, благодаря правильному настрою человеческих ресурсов.

Руководитель использует не только метод принуждения, но и старается мотивировать людей, направить, убедить двигаться к цели.

Некоторые школы считают разновидностью поведенческого подхода компетентностный подход в менеджменте.

Его автор — Д. Макклелланд — изучал процесс работы человека, чтобы найти идеальные компетенции сотрудников. Им были выявлены основные критерии, и позже его методика активно разрабатывалась в США.

Такой подход помогает моделировать эффективное трудовое поведение, повышать удовлетворенность рабочих и уровень прибыли предприятия

Компетентностный подход в менеджменте применяется в различных управленческих процессах. Его используют при подборе и ротации кадров, аттестации, в корпоративной культуре.

Ивент-менеджмент

В современном мире широко применяется практика специальных событий. Используется она не только в культурной жизни, но и в деловой активности, политической сфере и в социальных коммуникациях. В области искусства под такими мероприятиями понимаются концерты и спектакли, выставки и праздники. Каждое из них выполняет различные социальные функции, перечень которых начинается от художественно-эстетических и заканчивается коммуникативными и экономическими.

Менеджмент специальных событий в сфере культуры представляет собой управление проектом. Организация мероприятия начинается с выявления целей, которые предстоит достичь предстоящему событию, и заканчивается подведением итогов проделанной работы. Исходя из поставленных перед событием задач менеджером выстраивается драматургия, логистика, а также сценография мероприятия. После этого при необходимости заключаются договора с подрядчиками и рассматриваются все социальные, финансовые, технические, экономические и организационные вопросы, которые имеют не только прямое, но и косвенное отношение к предстоящему мероприятию.

Чем отличается современный менеджмент

Современная экономика поспособствовала развитию следующих современных подходов в менеджменте:

  • Личностные качества и характеристики менеджера выходят на первый план. К ним предъявляются высокие требования. Ценится интеллектуальное лидерство, умение грамотно управлять командой, создавать уникальные проекты. Личность одного человека может активно влиять на имидж всей организации.
  • Менеджмент, с одной стороны, объединяет в себе одновременно множество функций, а с другой – разбивается на модули. Появляются различные новые виды — маркетинговый менеджмент, бюджетный инновационный и т. д.
  • Культура менеджмента активно развивается, постоянно рождаются инновации, появляется большое количество курсов менеджмента.
  • Внешние и внутренние условия настолько нестабильны, что менеджеры вынуждены постоянно менять курс и реорганизовывать цели.
  • Современное управление не поощряет авторитарности и дает максимальную свободу менеджеру, если его действия направлены на эффективное преобразование. Поощряется создание команд и рабочих групп для работы над развитием организации.
  • Широко используются новаторские методы планирования и высокие технологии. Владение современными методами во многом определяет квалификацию менеджеров.
  • фактор риска в современных подходах в менеджменте — один из важнейших в принятии любых решений.

Состояние российского менеджмента

Менеджмент в Российской Федерации находится на стадии становления, его эффективность пока невысокая. Остро стоит проблема подготовки хороших специалистов в этой области. Не хватает по-настоящему эффективных курсов по менеджменту.

Существует три условные модели российского менеджмента.

Модель «здравого смысла»

В 90-х руководителями становились все, кто этого хотел, даже не имея никакой подготовки в области управления. В те годы «здравого смысла» хватало на то, чтобы руководить бизнесом. Но по мере расширения организаций такая модель начала показывать свою несостоятельность.

Модель «советских методов управления»

Не все организации смогли продвинуться вперед. Их система управления мало чем отличается от той, которая была 50 лет назад.

Модель «западной культуры»

В первую очередь страна перенимает внешнюю атрибутику западного менеджмента – элегантность, хороший дизайн помещений, вежливость. Технологические структуры также активно внедряются – компьютеризация, специальные программы, системы связи.

Освоение западной модели корпоративного управления продвигалось медленно, но ускорилось в последние годы. Влияние на культуру российского менеджмента усиливается и способствует внедрению наиболее современных тенденций менеджмента в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector