Что такое мотивация

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды

Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, организованность действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Мотивация — это удовольствие

Не столько полноценная теория, сколько синтез идей психологии и философии. Неофициально эту теорию называют гедонистической, а наибольшее влияние на неё оказал психиатр Карл Юнг.

Юнг обозначил простую схему: наше поведение определяется эмоцией, которая следует за действием. Если действие приносит нам удовольствие, мы повторяем его, если нет, бросаем.

По сути, гедонистическую теорию мотивации можно противопоставить теории ожиданий. Врум предлагает создать ожидание того, что действия принесут положительный результат, и проверить их. Юнг же всё упрощает: не строй ожидай, проверь на практике. И если процесс тебе понравится, продолжай.

Нравится заниматься спортом? Занимайтесь! Перестала нравиться работа? Выберите другую!

Согласен, звучит несколько инфантильно, но в конечном итоге человек посвящает своё время только тому, что ему нравится, и находится в окружении людей, которые приносят ему радость. Мне кажется, для счастья этого вполне достаточно.

Как этим пользоваться?

Проверяйте все свои желания на практике и смотрите, приносят ли они удовольствие. Если вы хотите научиться играть на гитаре, но оказывается, что бренчание по струнам или изучение аккордов приносят только страдание, беритесь за что-то другое.

На первых порах это будет похоже на метания от одного к другому, но в конечном итоге вы остановитесь на том, что будет приносить долгосрочное удовольствие.

Пока никто не дал универсального ответа, как мы можем мотивировать себя. Я привёл популярные теории, которые были проверены временем и в разных формах используются в менеджменте, спорте и психологии.
Всё, что вам осталось, — проверить их на практике и понять, какая подходит именно вам.

Что такое мотивация?

Мотивация — это психологический процесс, задающий направление человеческому поведению. Она заставляет действовать, принимать конкретные решения, к чему-то стремиться, дарит человеку ощущение осмысленности, порождает желание взаимодействовать с миром и другими людьми. В случае достаточного уровня заинтересованности, исполнитель может долго работать без усталости и отдыха. Если же мотивации не хватает, то самая простая работа будет утомлять. Чем же это вызвано?

В физиологическом плане мотивация тесно связана с понятием стимула – фактора, который вызывает ответную реакцию. Только, на уровне биологических процессов все понятно и однозначно, а вот психические реакции предугадать намного сложнее. Допустим, раздражитель вызывает одну и ту же реакцию у любого живого существа. Например, удар электрическим током провоцирует непроизвольное сокращение скелетной мускулатуры, что вызывает отдергивание руки, крыла или хвоста.

В случае мотивации все намного сложнее. Один и тот же фактор приводит к разным ответным реакциям. Жесткая критика для кого-то окажется хорошим стимулом, а другого вгонит в глубокую депрессию. Выходит так, что раздражитель один, а ответная реакция диаметрально противоположна. Поэтому, пытаясь объяснить природу мотивации с помощью биохимических реакций, стоит делать поправку на индивидуальность психических процессов. Хотя, сам алгоритм возникновения заинтересованности в чем-либо примерно одинаков. Он состоит из трех составляющих:

  • Потребность – ощущение недостачи в чем-то и желание это восполнить;
  • Цель – четкое понимание, к чему стремиться, чтобы реализовать потребность;
  • Мотив – заинтересованность человека в действиях, приводящих к достижению цели.

Если потребность и цель – понятия достаточно конкретные, то с мотивом все не так однозначно, поскольку, как указывалось ранее, одинаковые стимулы демонстрируют разный эффект. Разберемся в этой теме.

Виды мотивации сотрудников

Существует несколько способов разделения на виды мотивации персонала, первый и наиболее глобальный — внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация сотрудников в организации представляет собой административное воздействие, которое оказывается руководителем для побуждения работника качественно выполнять работу (приказ, угроза штрафа, поощрение премией).

Внутренняя мотивация работников относится к категории психологического состояния человека, когда сам работник обладает личностными качествами, позволяющими ему эффективно работать без административного воздействия. Внутреннюю форму мотивации персонала можно и нужно развивать. Для этого от менеджера требуются значительные усилия, опыт и глубокие знания в области теории управления персоналом.

Чтобы получить устойчивую внутреннюю мотивацию работников предприятия, часто приходится применять целые комплексы различных видов мотивирования, начиная с простой устной похвалы, заканчивая предложением карьерного роста за успешную реализацию проекта.

Типичная трудовая деятельность — это тесное взаимодействие внутренней и внешней мотивации труда, позволяющее получить максимальный экономический эффект.

Какая еще бывает мотивация персонала? Специалисты выделяют основные два вида стимулирования персонала в теории управления: материальная и нематериальная.

Мотивация — это потребности, и у всех они одинаковые

Самой старой и известной теорией мотивации является теория потребностей Маслоу. Американский психолог-гуманист начал с того, что выделил пять групп потребностей, которые есть у каждого человека:

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Потребность в социализации.
  4. Потребность в уважении.
  5. Потребность в самовыражении.

Маслоу говорил, что мотивация человека зависит от удовлетворения этих потребностей (причём в строгом порядке). Другими словами, пока вы не ощущаете полной безопасности, общение будет вам неинтересно. Или, пока вы не достигли успеха в отношениях с людьми, вы не будете требовать от них уважения.

У этой теории есть ряд недостатков. Например, Маслоу утверждал, что желание двигаться к высшей потребности — самовыражению — есть абсолютно у всех. То есть вы не можете однажды просто остановиться на уровне социализации и наслаждаться тем, что имеете. Вам обязательно захочется творчества и славы.
Согласитесь, идея, что каждый человек желает непрерывно развиваться, звучит утопично (не зря Маслоу был основоположником гуманистической психологии). Тем не менее многие учёные развивали эту теорию, меняя пирамиду потребностей и уточняя детали.

Так, например, психолог Клейтон Альдерфер создал свою теорию потребностей, добавив две важные особенности. Во-первых, он объединил все потребности в три группы:

  1. Потребности существования.
  2. Потребности связи.
  3. Потребности роста.

Во-вторых, Альдерфер первым сказал, что мы не будем двигаться к более сложным потребностям, если их достижение выглядит слишком трудным. Мне кажется, это больше похоже на наше реальное отношение к целям.

Как этим пользоваться?

Если у вас есть цель, вам следует:

  • определить, к какой категории потребностей она относится;
  • максимально удовлетворить потребности на всех предыдущих ступенях.

Если Маслоу был прав, таким путём вы достигнете успеха.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Иерархия потребностей Маслоу


Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

В своей работе «Мотивация и личность» () Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие учёные.

Потребности в порядке их очерёдности:

Физиологические потребности

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании[источник не указан 588 дней], в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании
Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их чёткая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершённости, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии,
требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идёт снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идёт снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Способы мотивировать себя

Важно начать с правильной мотивации, потому что хорошее начало может дать импульс, который удастся поддерживать в течение длительного времени. Вот, несколько советов:

Начните с малого

Это один из самых важных советов по мотивации. Не начинать с большого. Лучше вообще начните с нелепо легкой цели, а затем двигайтесь дальше.

Например, если вы хотите заниматься спортом, вам может показаться, что надо с первого дня устраивать интенсивные тренировки по часу и более. Нет — вместо этого делайте маленькие шаги. Просто позанимайтесь 2 минуты. Это может звучать глупо, но это работает.

Продолжайте в том же режиме в течение одной недели. Вы можете и увеличивать нагрузку, но просто придерживайтесь комфортного минимума. Это так легко, что невозможно потерпеть неудачу. Через месяц вы будете заниматься 15-20 минут, а через полгода, возможно, станете заядлым атлетом.

Ставьте одну цель

Люди начинают с избыточного количества целей и пытаются делать слишком много. Это истощает энергию и мотивацию. Это, пожалуй, самая распространенная ошибка.

Вы не можете поддерживать энергичность и сосредоточенность — две самые важные вещи — если пытаетесь достичь двух или более целей одновременно. Это под силу только главам государств и крупных корпораций. Вы должны выбрать одну цель, и сосредоточиться на ней полностью.

Делайте публичные заявления

Никто из нас не любит выглядеть неловко перед окружающими. Мы сделаем все возможное, чтобы выполнить публичные обещания.

Вам не нужно сообщать о своей цели в газеты, но вы можете поделиться ей с друзьями, семьей и коллегами, или в своем блоге, если он у вас есть. Возьмите на себя ответственность — позаботьтесь о том, чтобы каждый, кому вы поведали о планах, регулярно получал от вас новости о прогрессе.

Ощутите предвкушение

Вдохновение и лёгкое волнение — это именно тот настрой, который будет поддерживать вас в приподнятом расположении духа

Это вкус к достижению, поэтому важно ощущать предвкушение от позитивных результатов, ожидающих вас при выполнении активности, для которой вы себя мотивируете

Это может работать, может и нет, но попробуйте назначить дату начала своей трансформации, а не начинать прямо в эту минуту.

Мотивирующие цитаты для достижения успеха

Великие люди, которые смогли реализовать себя, делятся с другими своим опытом и заряжают на достижение успеха. Сегодня многие находятся в поиске источников вдохновения, так как именно энтузиазм и страсть к делу помогают не сдаваться на пути к цели. Кому-то придутся по душе изречения известных полководцев и древних философов. Других вдохновляют высказывания наших современников — бизнесменов, артистов и политиков. Мы представляем вам список мотивирующих цитат, которые заслуживают внимания.

  • Возможности не приходят сами — вы создаете их». (Крис Гроссер)
  • Успех обычно приходит к тем, кто слишком занят, чтобы его просто ждать». (Генри Девид Торо)
  • Возьмите идею. Сделайте ее своей жизнью — думайте о ней, мечтайте о ней, живите ею. Пусть ваш разум, мышцы, нервы, каждая часть тела будет наполнена этой одной идеей. Вот он — путь к успеху». (Свами Вивекананда)
  • Чтобы достичь успеха, перестаньте гнаться за деньгами, гонитесь за мечтой». (Тони Шей)
  • Даже если вы проходите через ад, продолжайте идти». (Уинстон Черчилль)
  • Не бойтесь пожертвовать хорошим ради еще лучшего». (Джон Рокфеллер)
  • Хотите знать, кто вы? Не спрашивайте. Действуйте! Действие будет описывать и определять вас». (Томас Джефферсон)
  • Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз». (Рэй Брэдбери)
  • Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако тебе, возможно, придётся ради этого потрудиться». (Ричард Бах)
  • Ты никогда не переплывёшь океан, если будешь бояться потерять берег из виду». (Христофор Колумб)
  • Есть два вида людей, которые будут вам говорить, что вы не сможете чего-то добиться: те, кто сами боятся пробовать, и те, кто боятся, что у вас получится». (Рей Гофорт)
  • Многие люди терпят неудачу только потому, что сдаются в двух шагах от успеха». (Саймон Хартли)
  • Поднимите планку. Делайте то, на что вы вроде бы не способны. Не задумывайтесь о пределе ваших возможностей. Делайте то, чего сделать не можете». (Пол Арден)
  • Мир полон изобилия и возможностей, но слишком многие люди приходят к фонтану жизни с решетом вместо цистерн или с чайной ложкой вместо экскаватора. Они ожидают малого и в результате получают мало». (Бен Свитленд)
  • Осуществляйте свои мечты, или кто-то наймет вас для осуществления своих». (Фарра Грей)

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти учёные, исследуя влияние негативной мотивации на животных, в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации (задавалась интенсивностью ударов тока).

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;
  • Самомотивация.

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов

Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
придание фактам элементов новизны;
актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
использование позитивной и негативной мотивации;
социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • самовнушение – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Сохранить статью

Виды мотивации

Человек сам по себе является очень интересным субъектом, поэтому места зарождения его мотивации могут быть абсолютно разными, независимо от деятельности. Необходимо рассмотреть основные виды, чтобы понять, какие мотивации бывают и как они появляются.

Внешняя. Обусловлена обстоятельствами, которые происходят вокруг человека. Например, ваша коллега приобретать недвижимость, и у вас появляется определённое желание получить нужную сумму для покупки своего дома.
Внутренняя. Она не имеет никакой связи с внешними обстоятельствами либо воздействием, все происходит внутри человека. Например, вам захотелось купить автомобиль. Поэтому вы начинаете целенаправленно двигаться к получению желаемого. Ваша внутренняя мотивация может стать объектом внешней мотивации для какого-то человека.
Устойчивая. Она будет максимально подкреплена каким-то внешним влиянием или необходимостью человека в чём-то

Обычно нет необходимости в дополнительных «волшебных пинках» для того, чтобы человек понимал важность достижения цели.
Неустойчивая. В этом случае необходимо постоянное подталкивание деятельности человека и подпитка его эмоций ради того, чтобы он двигался навстречу своей цели

Чаще всего неустойчивая мотивация возникает в рабочих моментах, когда человеку предлагают «пряник», но он понимает что овчинка выделки не стоит. В этом случае руководству просто необходимо показать, что сотрудники работают, поэтому и начинаются попытки постоянной мотивации.
Положительная. Она будет полностью основываться на каком-то положительном стимуле. Примером может служить получение того же велосипеда за отличное окончание четверти либо повышение по работе, если хорошо выполнять абсолютно все поставленные задачи.
Отрицательная. Она будет основываться от противоположного. Что сегодня надо делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию? Вариантом может быть посещение студентом лекции ради не отчисления. Или работа человека на определённом месте из-за того, чтобы его не выгнали или не оштрафовали.

Есть ещё и второстепенные виды мотивации, куда можно отнести материальную, статусную, трудовую, принудительную либо нормативную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector