Что такое нлп в психологии?

Содержание:

Направление используют

Организаторы

  Академия НЛП  (Москва),    Академия Профессионального Коучинга  (Москва),    Высшая Школа НЛП  (Москва),    Екатерина Ерохина (Москва),    Екатерина Серова (Москва),    Институт Современного НЛП  (Москва),    Институт психотерапии и клинической психологии  (Москва),    Клуб «Другие игры»  (Москва),   Клуб здорового сознания (Москва),   Компания «Неодиалог»  (Москва),    Компания «Титан Мед» (Москва),    Компания эффективных тренингов «ПсихоФитнес»  (Москва),    Кох Юлия  (Москва),    Максим Дранко  (Москва),    Мастерская Ольги Паратновой и Тимура Гагина  (Москва),    Медико-психологический центр индивидуальности  (Москва),    Международный Центр «Со-Развитие»  (Москва),    Московский Институт Милтона Эриксона  (Москва),    Московский Центр НЛП  (Москва),   Олег Ящик (Москва).

Ещё организаторы 421

Тренеры

  Александр Акулинчев  (Москва),    Александр Валерьевич Артасов  (Москва),    Александр Викторович Герасимов  (Москва),    Александр Герасимов  (Москва),    Александр Зимин  (Москва),    Александр Коридзе  (Москва),    Александр Пантюхин  (Москва),   Александр Пестерев  (Москва),    Александр Потапенко  (Москва),    Александр Сергеевич Свиряев  (Москва),    Александр Сергеевич Седых  (Москва),    Александр Тутов  (Москва),   Александра Березович  (Москва),    Александра Кузьмина  (Москва),    Алексей Александрович Богачёв  (Москва),    Алексей Валерьевич Ежков  (Москва),    Алексей Гулькин  (Москва),    Алексей Лукин  (Москва),    Алексей Руднев  (Москва),    Алексей Терехов  (Москва).

Ещё тренеры 1507

Консультанты

  Александр Валерьевич Артасов  (Москва),    Александр Зимин  (Москва),   Александр Пестерев  (Москва),    Александр Сергеевич Седых  (Москва),   Александра Березович  (Москва),    Алексей Александрович Богачёв  (Москва),    Алексей Валерьевич Ежков  (Москва),    Алина Альбертовна Гибадуллина  (Москва),    Алина Колесова  (Москва),    Алина Петрович  (Москва),   Алла Беркут  (Москва),    Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Алёна Кирикова  (Москва),    Анастасия Юрьевна Красавина  (Москва),    Анатолий Александрович Логинов  (Москва),   Андрей Евгеньевич Мальцев  (Москва),    Андрей Стрептеов  (Москва),    Анна Александровна Перевозкина  (Москва),    Анна Анциферова  (Москва),    Анна Виноградова  (Москва).

Ещё консультанты 1183

Польза методики

Программирование НЛП направлено на получение выгоды: на похвалу, на повышение, на улучшение качества жизни. Помогает НЛП практика в таких сферах деятельности:

  • психотерапия (для помощи закомплексованным, неуверенным личностям, для помощи пациентам с нарушением психики);
  • для улучшения ораторского искусства;
  • для повышения восприимчивости во время обучения – улучшения памяти и трудоспособности;
  • в сферах продаж (менеджмент, сфера управления);
  • для улучшения актерской игры;
  • в сфере журналистики.

Секреты НЛП – это приемы, которыми можно воспользоваться, если не бояться выходить из зоны комфорта. Нейролингвистическое программирование развивает коммуникацию: личность учится находить подход к сложным людям, к требовательным партнерам.

Признаки успешного человека – общительность, умение слушать или продвигать свои идеи. Для получения цели нужно проявить выдержку и силу характера – воспитать эти качества помогает НЛП.

Нейролингвистическое программирование позволяет человеку объективно оценивать собственные действия и умения. Избавляясь от комплексов с помощью самовнушения, он избегает влияния на собственную жизнь. Им больше не руководят страхи или навязчивые мысли.

НЛП позволяет человеку объективно оценивать собственные действия и умения, что повышает качество жизни

НЛП упражнение №2 «Неумелый фотограф засветил плёнку»

Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

И сделали из этого отлично работающую НЛП технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати — Симорон. А сам НЛП принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд — три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, … и так далее)..

Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу — делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.

НЛП Помогает.

Есть НЛП техника — обратная этой.

Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем благодаря НЛП доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь НЛП расклад с нашими психологическими картами

Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

В этом НЛП раскладе мы будем работать с колодой «1000 Жизней», которой будет ассистировать колода «1000 Идей».

Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода «1000 Жизней» здесь как нельзя кстати.

В этом раскладе у нас всего 2 НЛП Позиции. 

НЛППОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Кто этот человек? Осознанно (по запросу) 1 карта «1000 Жизней». (Например, учительница в школе моего ребёнка).

Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту «1000 Жизней», чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет…

НЛП ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности. В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша НЛП цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

Спонтанно, 1 карта «1000 Идей». Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..

Пример НЛП

1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

2.  Ну а на каком же фоне «Рекордсмен» может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения НЛП хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.

И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

Примечания

  1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003. — 4000 экз. — ISBN 5-06-004382-7.
  2. Corballis M. C. Are we in our right minds? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain / Sala S. (ed.). — Wiley, John & Sons, 1999. — С. 25–41. — ISBN 0-471-98303-9.
  3. Stollznow, K. (2010). «Bad language: Not-so Linguistic Programming». Skeptic 15 (4).
  4. Grinder, John & Carmen Bostic St Clair (2001.). Whispering in the Wind. CA: J & C Enterprises. ISBN 0-9717223-0-7 (англ.)
  5. Andreas S., Faulkner C. NLP: The New Technology of Achievement. NLP Comprehensive, 1994. (англ.)
  6. ↑ Bandler, Richard & Grinder, John (1979). Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming. Moab, UT: Real People Press. (англ.)
  7. Bandler, Richard & John Grinder (1983). Reframing: Neurolinguistic programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press. (англ.)
  8. ↑ Bandler, Richard & John Grinder (1975a). The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. ISBN 0-8314-0044-7. (англ.)
  9. ↑ Dilts, Robert B, Grinder, John, Bandler, Richard & DeLozier, Judith A. (1980). Neuro-Linguistic Programming: Volume I — The Study of the Structure of Subjective Experience. Meta Publications, 1980. (англ.)
  10. Robert Dilts. Roots of NLP (1983) p.3  (англ.)
  11. Dilts R. Modeling With NLP. Meta Publications, Capitola, CA, 1998. (англ.)
  12. Bandler, Richard, John Grinder, Judith Delozier (1977). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. Cupertino, CA: Meta Publications. p.10, 81, 87. (англ.)
  13. Margaret Thaler Singer, Janja Lalich Crazy Therapies: What Are They? Do They Work?. — San Francisco, CA,: Jossey-Bass, 1996. ISBN 0-7879-0278-0
  14. Corballis, M. in Sala (ed) (1999) Mind Myths. Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain Author: Sergio Della Sala Publisher: Wiley, John & Sons ISBN 0-471-98303-9 p.41
  15. ↑ Sharpley, C. F. (1984). Predicate matching in NLP: A review of research on the preferred representational system. Journal of Counseling Psychology, 31(2), 238—248.  (англ.)
  16. Einspruch, E. L., & Forman, B. D. (1985). «Observations Concerning Research Literature on Neuro-Linguistic Programming». Journal of Counseling Psychology, 32(4), 589—596.  (англ.)

  17. Beyerstein, BL. (1990). Brainscams: Neuromythologies of the New Age. International Journal of Mental health, 19 (3), 27-36. (англ.)

Концепции и методики Править

Основная статья: Принципы НЛП

Основная статья: Пресуппозиции НЛП

  • Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает.
  • За любым поведением стоит исходно позитивное намерение.
  • Вселенная сфера дружественная и изобильна ресурсами.
  • У людей уже есть все необходимые им ресурсы для удовлетворения всех своих намерений
  • Нет неудач, есть только обратная связь.
  • Человек не его поведение.
  • И др.

Экология в НЛП занимается отношениями клиента к своему естественному, социальному и искусственному окружению, чтобы ответить на вопрос, как та или иная цель или изменение повлияет на эти отношения и окружение. Это рамки, в пределах которых проверяется влияние желаемого результата на жизнь и отношения клиента.
В случае если какое-либо действие является для клиента губительным либо подчинающим его волю и сознание настолько что человек не может сам вернутся в исходное состояние то это действие считается неэкологичным и не имеет места быть применённым. Однако в случае если эти действия не запрещены законом страны то действие посути не является запрещённым и применять его или нет зависит только от самого человека, применяющего эту технику

Основная статья:

Моделирование включает в себя пристальное наблюдение, обсуждение, имитирование и воспроизведение многих различных аспектов мыслей, чувств, убеждений и поведения моделируемого (то есть действуя «как если бы» моделирующий является профессионалом) пока моделирующий не сможет воспроизводить их с определенным постоянством и точностью.

Это фундаментальные основы ментальных и поведенческих стратегий (Миллер, Галантер и Прибрам. «Планы и структура поведения», 1960).

Система управления на основе целевых показателей или управлением через оценку эффективности.
Впервые описана эта система была Питером Друккером в 1954 году в его книге «Практика Управления». Взятая из научных моделей управления S.M.A.R.T. – модель легла в основу концепции Четко Сформулированного Результата.

Ограничивающие и расширяющие убеждения

Ограничивающие убеждения жить «мешают» , поддерживающие – «помогают».

Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть расширяющим (полезным) и ограничивающим (вредным). Убеждение «нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами» может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Есть некоторые типы убеждений, которые чаще всего оказываются вредными (ограничивающими).

Безнадёжность

Убеждённость в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

— Никто не может быть полностью счастлив.

— В этой стране невозможно быть свободным.

— Люди не могут не лгать.

Беспомощность

Убеждённость в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь её.

— Я уже не в том возрасте, чтобы начинать свой бизнес.

— Некоторые могут радоваться жизни, а я — нет.

— Я не способен контролировать себя.

Никчёмность

Убеждённость в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

— Я недостоин тебя.

— Я не заслужил быть счастливым.

— Я недостаточно хорош для этой должности.

Зависимость

Убеждённость в том, что цель можно достигнуть только с чьей-то помощью.

— Ты будешь счастлива только со мной.

— Только в нашей фирме вы сможете реализовать свой потенциал.

— Только наше лекарство поможет вам вылечить рак.

Пирамида обучения

Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски). Выглядит он так.

А на основе «конуса опыта» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса опыта.

Цифры, конечно, получились слишком «красивые», но смысл данной модели – показать общий принцип. Видно, что чем активнее человек участвует в обучении – обсуждает, делает, учит других — тем лучше он усваивает материал.

Ещё раз вспоминаем базовую пресуппозицию НЛП: «Форма важнее содержания».

Это я к тому, что как бы ни была хороша книжка – без тренингов, упражнений и практики нормально выучиться вряд ли получится.

Наложение якорей

Иногда нужно создать якорь большой-большой, могучий-могучий. Чтобы снёс все преграды. При чём необязательно положительный – часто требуются могутные отрицательные якоря. Например, человек хочет бросить курить. «Взмах» ему сделали, но он хочет совсем-совсем наверняка, чтобы уж точно не захотелось. Тогда берётся и создаётся этот самый могучий-могучий отрицательный якорь – на один и тот же стимул (сигарета), накладывается куча неприятных-неприятных состояний. Например, отвращение, омерзение. А вот представь себе, что ты кусаешь яблоко, а внутри оно гнилое. А представь себе мясо, в котором черви копошаться. Вспомни запах тухлятины. И всё это на сигарету якорится. Чтобы при одной мысли о курении тошно становилось.

Только не надо такую штуку делать без «Взмаха». А то отвращение будет, а новых способов удовлетворить намерение и вторичные выгоды нет. И получится как в анекдоте «мыши кололись, плакали, но грызли кактус».

Так как делается это самое наложение якорей. На самом деле очень просто. Составляете список нужных ресурсных состояний. Например, вам нужны для могутности спокойствие, уверенность в себе, счастье, юмор, энергичность, расслабленность, творчество и уравновешенность. И начинаете с каждым по очереди – выбрал состояние, довёл до максимума, заякорил, отвлёкся

И самое важное – все состояния якорятся на один и тот же стимул. Например, на «счастливый пиджак»

Или на не менее счастливое сжимание указательного и большого пальцев. В результате наложения якорей получается очень забавная штука – что-то вроде большой кучи из которой выбираешь то, что нужно. Вот представьте, пришли вы в библиотеку, в читальный зал, выбрали нужные для работы книжки и сложили себе на стол, чтобы они были под рукой. И хотя иногда, действительно, нужны большие-большие отрицательные якоря, но гораздо чаще нужны большие-большие положительные. Чтобы получить большой-большой ресурс. Или такую вот «библиотеку состояний». А используется, чаще всего, такой большой-большой ресурс для коллапса якорей. О котором ниже.

Круг обучения

Есть в НЛП довольно интересная модель, которая описывает процесс обучения. Называется она «Круг обучения».

По этой модели начинается всё с этапа, называемого «Бессознательная Некомпетентность». Вы даже не знаете, что хотите научиться чему-то: говорить по-английски, кататься на велосипеде, плавать или делать рефрейминг. Не то, чтобы вы не знали о велосипедах или англичанах, но до пока они у вас интереса не вызывают.

Ричард Бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». Например, вы можете прекрасно знать о существовании НЛП, но не испытывать никакого желания ему научиться. Оно просто находится все фокуса вашего интереса. Это – «знать и не хотеть». А вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как НЛП и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».

«Сознательная Некомпетентность» — вы понимаете, что вы хотите научиться кататься на велосипеде, говорить по-английски и правильно делать реверанс. Может вы наконец узнали о их существовании, или увидели в сериале, как кто-то лихо делает реверанс, или вас позвали кататься на велосипеде, и тут вы поняли, чего лишены в жизни. Короче, вы захотели этому научиться. Знаний и опыта у вас нет, но уже появилась мотивация.

Дальше вы начинаете собирать информацию, тренироваться или ходить в кружок любителей классического реверанса. И после некоторого количества занятий, сосредоточившись на процесс вы способны это делать: «Для того, чтобы автомобиль поехал, сначала нужно повернуть ключ, сдвинуть эту ручки и нажать на эту педаль»

Это состояние «Сознательной Компетентности» — вы способны делать что-то, удерживая на нём ваше сознательной внимание

Главный минус здесь в том, что пока ваше сознание сосредоточено на выполнении этого процесс, больше ничего в него не помещается. То есть если вы сознательно заняты калибровкой во время разговора, на понимание смысла сил уже не хватает.

Но, через некоторое количество затраченного на тренировки времени, вы доводите навык до автоматизма: ноги сами крутят педали велосипеда, вы не задумываясь переключаете передачи в машине и ваши пальцы сами находят нужную клавишу на клавиатуре. Поздравляю! Вы достигли уровня «Бессознательной Компетентности». Это состояние, при котором человек может делать что вам нужно не отвлекая на выполнение действия своего сознательного внимания. Большинство действий мы выполняем именно на этом уровне – ходим, разговариваем, пишем и водим машину. Хотя все эти навыки не врождённые – мы всему учились. И если вы во время написания письма будете думать о том, что «для того, чтобы написать прописную букву «а» нужно сначала написать кружочек, а потом хвостик, а для написания буквы «у» сначала пишем крючочек, а потом петельку», скорее всего это письмо вы будете писать довольно долго и с кучей ошибок.

Как я уже писал – если ваше сознание серьёзно занято чем-то одним, другое уже туда не помещается.

В НЛП считается, что только когда человек достиг уровня «Бессознательной Компетентности» в какой-то области, можно говорить о том, что он умеет «это делать».

Но не всегда наше обучение идёт по «полному» кругу обучения – иногда мы учимся даже без «сознательной» цели научиться. Когда вы идёте по привычному маршруту — на работу, в институт или в ближайший магазин за хлебом — скорее всего вы это делаете автоматически. Не думаю, что вы специально сознательно тренировались. Или дети, которые повторяют интонации или жесты за родителями, не учились этому осознанно. Бессознательное умеет учиться и без помощи сознания.

Но это ещё не всё. После того, как вы чему-то обучились, вы можете решить, что хотите обучиться чему-то ещё в этой области – улучшить навык, увеличить гибкость или качество. Например, вы умеете ездить на машине с автоматической коробкой передач, а хотите научиться ездить на «механике». Или вы знаете «британский» английский, а теперь хотите научиться «американскому». И цикл обучения запускается вновь.

Но при этом важно понимать, что не любая бессознательная компетентность будет полезна. Довольно большая часть проблем человека как раз и состоит в том, что он «научился чему-то ненужному и не может отучиться»

Может быть это поведение когда-то было полезным, или полезно только в узком контексте, или оно эффективно, но больно неприятные последствия. Но человек научился и теперь ЭТО происходит автоматически: он испытывает страх вид паука, грызёт ногти при волнении, курит или чешет подбородок, когда размышляет.

Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному».

Правила установки якорей

5. Пользуйтесь.

Якоря можно ставить и самому себе. Например, мне нужно добавить уверенности в себе при ответе на экзамене. Что я делаю. В спокойном месте, где никто не мешает, сажусь и вспоминаю ситуацию, когда я был действительно уверен в себе. О, вспомнил, когда в блоге писал о гениальности фильма «Кин-дза-дза». Хорошенько вспоминаю, как я писал: сижу, смотрю на экран, вспоминаю картинки из фильма, в голове складывается текст… И вот когда я чувствую эту самую уверенность на максимуме, сжимаю указательный и большой пальцы левой руки. Отпускаю. Смотрю по сторонам, считаю ворон за окном. Потом опять сжимаю указательный и большой пальцы левой руки и наблюдаю, меняется ли моё состояние. Да, точно чувствую уверенность. Повторяю этот процесс – вспоминаю состояние уверенности, довожу до максимума, сжимаю пальцы, отвлекаюсь, — еще пару раз. Это для закрепления – а то «незакреплённые» якоря быстро «рассасываются», за несколько часов. Собака Павлова ведь тоже не сразу научилась на звонок слюну выделять – её долго и упорно тренировали. И теперь просто во время ответа на экзамене нужно опять сжать указательный и большой пальцы левой руки с той же самой силой – и вот она уверенность.

Заключение

Про якоря можно писать долго – уж очень интересная и удобная вещь. И использовать легко. В НЛП якоря в той или иной степени используются чуть ли не во всех техниках. А в процессе консультирования так вообще постоянно. Так же весьма полезны якоря и в повседневной коммуникации – собеседника в чувство привести, сделать более внимательным или помочь ему лучше усвоить информацию. Да и собственным состоянием при общении хорошо бы управлять. Да и не только при общении. Например, состояние творчества тоже можно вполне успешно заякорить. Так что вот такой вам интересный инструмент. Пользуйтесь. Успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector