Основания и порядок принудительной ликвидации ооо

Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р16001.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

Кто может инициировать процедуру

Принудительное закрытие общества проводится при подаче в суд искового заявления от ограниченного круга лиц. В число таковых входят:

  • Прокуратура.
  • Регистрирующие органы. В данном случае ликвидация ООО по решению суда осуществляется, если:
    • сумма УК (уставной капитал) была внесена не в полном объеме;
    • в первичной документации общества были выявлены несоответствия.
  • Антимонопольный орган – если было установлено использование юрлицом приемов недобросовестной конкуренции с целью выживания других компаний из конкретного сегмента рынка.
  • Центробанк. Иск подается в случае, когда организация ведет бизнес-деятельность в сфере оказания банковских услуг, не имея на это лицензии.
  • Кредиторы – если у предприятия образовалась задолженность в размере не менее 100000 рублей.

Налоговый орган

Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции осуществляется:

  • Во внесудебном порядке. При таком подходе компания может быть удалена из ЕГРЮЛ если:
    • у фирмы отсутствуют средства для добровольного закрытия и возложить связанные с этой процедурой затраты на участников (учредителей) невозможно;
    • в Госреестре на протяжении более полугода имеется отметка о предоставлении юрлицом недостоверных сведений.

Наиболее часто встречающийся вариант, когда проводится ликвидация ООО налоговой в одностороннем порядке (при отсутствии движения денежных средств на р/с и непредставлении отчетности) был указан выше.

  • Постановлением судебной инстанции. В решении суда обязательно должна содержаться следующая информация:
    • сроки завершения всех мероприятий по закрытию общества;
    • период, в течение которого ликвидатор должен предоставить в судебную инстанцию ликвидационный баланс;
    • сведения о ликвидаторе предприятия, включая его адрес и наименование.

Ликвидация ООО по решению налогового органа невозможна, если:

  • за организацией числятся долги в страховые фонды и госбюджет, срок давности по которым не истек;
  • в отношении юрлица по решению судебной инстанции начата процедура банкротства.

Участник ООО

Законодательством установлено право учредителей не только на создание организации, но и на ее закрытие. Выяснив, как и в каких случаях налоговая самостоятельно ликвидирует ООО, многие участники общества приходят к выводу, что проведение данной процедуры добровольно дешевле и проще.

В разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ N25 от 23.06. 2020 г. сказано, что закрытие ООО по иску участника допускается при затяжном корпоративном конфликте, когда деятельность организации фактически заморожена

Причиной возникновения такой ситуации может стать постоянное игнорирование собраний определенной частью учредителей – вследствие отсутствия их голосов принять важное для общества решение невозможно. В этом случае автоматическая ликвидация ООО исключена, только если учредитель докажет в суде, что действия других участников влекут для предприятия негативные последствия и все способы выхода из конфликтной ситуации были исчерпаны

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

На основании пункта 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские
права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных
документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов
организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и исполнять
обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных
законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое
лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Отключить

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской
Федерации, является Федеральный закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности». Данный закон регулирует отношения, возникающие
в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен
на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования,
при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности
и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также
на установление правовых основ единого рынка.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 08 августа 2001 года
№128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление
конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований
и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю.

Отключить

В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды
деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны
и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться
иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого
на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Если организация осуществляет деятельность без лицензии, ей грозит ликвидация
в судебном порядке.

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Выездная
налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но
в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для
проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового
органа.Выездная
налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным
предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других
лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои
особенности. Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых
помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц.
Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет
проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо
препятствует проведению проверки, подпунктом предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие
уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них
информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа
к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух
месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения
учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги.

Выездная
проверка налогоплательщика проводится в течение двух месяцев.

Срок
проведения выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев в
следующих случаях: налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует
о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной
проверки; на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение,
пожар или другие чрезвычайные происшествия; вы не представили в установленный
срок документы по требованию налоговых органов; имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.

Важное замечание: В некоторых случаях срок выездной проверки может быть
приостановлен (общий срок
приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть
месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен: в связи с необходимостью получения информации
от иностранных госорганов в рамках международных договоров, в связи с
необходимостью проведения экспертизы, перевода на русский язык документов,
которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у
контрагента проверяемого налогоплательщика
или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого
налогоплательщика.

Налогоплательщик
обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих
выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с
исчислением и уплатой налогов.

Ликвидация без судебного решения

Принудительная ликвидация может быть проведена не только по решению суда, но по инициативе налоговой. ФНС – это единственная организация, кроме суда, которая может инициировать принудительное закрытие предприятия.

В подобной ситуации используется процедура исключения из ЕГРЮЛ. Это происходит при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Вот несколько правил, которые соблюдаются при данной форме ликвидации:

  • согласие юр/лица в этом случае не требуется;
  • по наступившим последствиям исключение полностью приравнивается к принудительному закрытию;
  • исключение из реестра возможно при отсутствии отчетности в течении крайних 12 месяцев;
  • закрытие компании может осуществляться при отсутствии движений на банковских счетах.

Если ФНС исключает организацию из реестра, для нее наступают те последствия, которые характерны для ликвидации юр/лица.

Еще одним важным правилом является то, что ликвидация не проводится по отношению к тем компаниям, которые проходят процедуру банкротства. Данная операция недопустима даже при наличии оснований считать организацию недействующей.

В России побеждает тот, кто знает свои права

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Сроки закрытия предприятия

Сроки ликвидации юридического лица не могут быть конкретно установлены. В каждом случае они носят индивидуальный характер и могут занять в среднем более 4-х месяцев. Время с момента принятия решения о ликвидации, до получения на руки справки о ликвидации, складывается из многих факторов.

К ним относятся:

  • Время, потраченное на оповещение уполномоченных органов, и на публикацию в СМИ о начале процедуры ликвидации;
  • Уведомление кредиторов. Важный момент – после процедуры закрытия, кредиторы имеют право в течение двух месяцев обратиться за возмещением задолженности;
  • Время, потраченное на составление промежуточного баланса;
  • При необходимости, могут быть проведены торги имущества предприятия.

Если организация принудительно объявлена банкротом, то процесс ликвидации может затянуться до того времени, пока не будут выполнены все ее обязательства по долгам. При добровольной процедуре закрытия предприятия сроки могут составить менее 4-х месяцев.

При каких условиях налоговая закроет общество с ограниченной ответственностью сама?

Ликвидация ООО налоговой инспекцией возможна в одном случае – когда таковое по факту не осуществляет деятельность.

Чтобы ИФНС признала предприятие недействующим и закрыла, у него одновременно должны выявиться два признака:

  • — такое лицо в последние двенадцать месяцев не представляло в налоговую отчетные декларации;
  • — по его банковским счетам не было ни единой денежной операции.

Наличие у неработающей компании долгов по налогам и взносам во внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС) само по себе не препятствует для признания ее недействующей. Но на практике ООО с обязательствами перед государством налоговым закрывать невыгодно, поскольку задолженность придется списать как безнадежную.

По закону, долги организации, в частности по налогам, в размере более трехсот тысяч рублей, существующие дольше трех месяцев, дают налоговой инспекции право обратиться в суд с требованием о признании должника банкротом.

Этим правомочием ИФНС пользуются.

Как происходит ликвидация недействующего ООО?

Если найдены оба условия, указывающие, что ООО не работает, инспекция принимает официальное решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра.

О предстоящем закрытии фирмы должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением в публикации указывается адрес, куда кредиторы могут направить претензии к фирме, и срок для их предъявления. Сообщение в журнале приравнено к официальному уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

Когда в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц. На этом в ликвидации ООО налоговой инспекцией ставится точка.

Предполагается, что у неработающего предприятия нет и обязательств перед контрагентами. Но это не всегда так. Если хотя бы от одного кредитора поступит заявление о неисполненном обязательстве со стороны фирмы, налоговая ее не закроет. Для примера, подобную претензию может заявить поставщик, не дождавшейся от компании оплаты за товар. Или бывший работник может потребовать невыплаченную зарплату. Тогда учредителям ООО предстоит самостоятельное проведение ликвидации, а если нужно – процедуры банкротства.

Районная налоговая не закроет и ООО, в отношении которого арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве по заявлению кредитора или самого общества.

Почему это плохо, когда ООО закрыла налоговая инспекция?

За коммерческую деятельность фирмы несут ответственность ее создатели и директора. Если у ООО долги по налогам и перед контрагентами, они должны быть погашены самой организацией или ее ответственными лицами. При самоликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются. Назначение ликвидации, как и банкротства – защита контрагентов.

Исключение недействующих юридических лиц – крайняя мера для недобросовестных участников экономических отношений, которые «бросили» бизнес. В связи с чем, для учредителей и менеджеров исключенной компании законом установлены неприятные последствия:

  • — с 1 января 2016 года действует правило, согласно которому учредитель исключенной из реестра фирмы, владевший более 50 % голосов в ней, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
  • — аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице значится в законе и для директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция;
  • — заинтересованные кредиторы, неосведомленные о том, что компания закрыта, вправе опротестовать в суде факт исключение общества из реестра и предъявить ее учредителям и директорам свои денежные претензии, а также просить полной компенсации убытков. Срок для такой защиты предоставлен достаточно длительный – один год с момента, когда лицо узнало о закрытии ООО.

Быть учредителем или топ-менеджером компании, ликвидированной налоговой – плохая деловая репутация для человека. Добросовестный предприниматель не оставит дела фирмы на самотек, а при необходимости закрыть бизнес, позаботится о кредиторах.

Если принудительная ликвидация невозможна

Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре, даже если формальные основания на это у нее имеются.

Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна:

  • если по решению суда в отношении юридического лица начата процедура банкротства;
  • если компания имеет долги в бюджет и страховые фонды, причем срок давности по этим долгам не истек.

Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов. Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица.

Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом

Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди

Камеральная налоговая проверка

Часть 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации подразумевает возможность проведения налоговой проверки без выезда в организацию. В этом случае речь идет о камеральной проверке, то есть невыездной.

Что проверяет

В случае с таким видом проверки происходит изучение предоставленной налоговой отчетности путем сверки имеющихся данных с теми, которые были предоставлены в такой отчетности. Сама такая проверка проводится сотрудниками налоговых органов без посещения того юридического лица, которое предоставило документы для проверки.

Проведение камеральной проверки практически во всех случаях ликвидации юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, является обязательной, так как направлено на выявление недоплат по налогам в счет государственного бюджета.

Для проведения такой налоговой проверки не потребуется получение каких-либо санкций уполномоченных контролирующих органов, так как проверяется без дополнительных запросов имеющаяся информация, которая в свое время уже поступила в налоговые органы, например, при передаче на проверку промежуточного ликвидационного баланса.

Сроки

В рамках такой проверки сотрудникам налоговых органов дается три месяца для того, чтобы изучить все предоставленные документы. Этот срок является максимальным – он может быть использован в полном объеме в том случае, если было установлено, что имеются какие-либо нарушения, и произошел запрос дополнительных документов. Если камеральная проверка длится весь такой максимальный срок, то ликвидация организации может быть отложена до того момента, когда не будет получен итоговый акт о результатах проверки.

Алгоритм проведения

В настоящее время проведение камеральной проверки осуществляется следующим образом:

  • данные из предоставленных отчетных документов, в том числе из ликвидационного баланса, вводятся для изучения в АИС «Налог»;
  • в автоматическом режиме происходит контроль предоставленных конечных (контрольных) чисел и имеющихся в системе данных об этой организации и проводимых ею отчислениях;
  • в случае выявления несовпадений в полученных результатах проверка проводится в ручном режиме путем изучения предоставленных данных сотрудниками налоговых органов и сравнения с имеющимися сведениями для точного выявления возможных ошибок в начислениях и совершенных платежах;
  • после итогов ручной проверки представителю ликвидируемой организации, которая направила документы на проверку, отправляется специальное письмо с требованием разъяснить произошедшие расхождения и присланные показатели;
  • следующим шагом становится изучение предоставленной в ответ на полученное письмо бухгалтерской отчетности и документов, которые могут объяснить происхождение разночтений в данных налоговых органов и в продемонстрированных документах ликвидируемой организации.

Камеральная проверка направлена на выявление несоответствий показателей в имеющихся отчетных документах и в сведениях самой Федеральной налоговой службы.

Итогом такой проверки становится издание специального акта, который должен быть направлен в проверяемую организацию в течение пяти дней после его издания.

В акте отражаются сведения о проверенных документах, а также о том, какие нарушения были выявлены и что необходимо предпринять для устранения таких нарушений.

Основные последствия для учредителей при закрытии ООО налоговыми органами

Когда проводится принудительная ликвидация ООО налоговой, последствия для учредителей могут быть разные, зависит это от того, остались ли долги после закрытия фирмы и какие нарушения допускались учредителями в процессе осуществления её финансово-хозяйственной деятельности.

Если после закрытия компании к ней есть финансовые, имущественные претензии со стороны физических, юридических лиц, то они погашаются за счёт активов предприятия. Когда на момент принудительной ликвидации фактически прекратившего деятельность предприятия у него нет активов и средств, то последствия для учредителей заключаются в привлечении к солидарной ответственности.

Если налоговая инспекция принудительно ликвидирует ООО в связи с фактическим прекращением деятельности, то могут быть последствия в виде штрафов от ФНС и ФСС за несвоевременное предоставление налоговой отчётности. Однако эти последствия будут применены в отношении непосредственного руководителя. Если таковым является учредитель, то эти штрафы в размере 500 рублей придётся платить ему лично.

Внимание! Если не оплатить штраф, то последствия ликвидации будут выражаться в запрете на выезд за границу. Группа МИП поможет избежать последствий для учредителей при проведении принудительной ликвидации ООО налоговой или минимизировать их

Обратитесь к нашим юристам для консультации и сопровождения всей процедуры прекращения деятельности компании

Группа МИП поможет избежать последствий для учредителей при проведении принудительной ликвидации ООО налоговой или минимизировать их. Обратитесь к нашим юристам для консультации и сопровождения всей процедуры прекращения деятельности компании.

Похожие услуги по теме

  • Закрытие ИП в 2019 году пошагово от лидеров
  • Заявление на закрытие ИП от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ИП в 2019 году от лидеров
  • Документы для закрытия ИП от лидеров
  • Ликвидация ИП под ключ от лидеров
  • Как закрыть ИП с долгами — помощь от лидеров
  • Этапы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Способы ликвидации юридического лица от лидеров
  • Реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • Основания и порядок ликвидации юридических лиц от лидеров
  • Принудительная ликвидация юридического лица от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга от лидеров
  • Закрыть ИП онлайн через налоговую от лидеров
  • Помощь в закрытии ИП от лидеров
  • Закрыть ИП, услуга в Щелково от лидеров
  • Ликвидация ЗАО от лидеров
  • Закрыть ИП через МФЦ — помощь от лидеров
  • Как закрыть ИП — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО без проверки
  • Ликвидация предприятия
  • Закрыть ООО в Москве
  • Закрытие ООО при отсутствии деятельности
  • Закрытие ООО с одним учредителем
  • Закрыть ООО без проверки
  • Закрытие ООО
  • Ликвидация ООО в 2019 году от лидеров
  • Закрытие организации — помощь от лидеров
  • Закрытие представительства иностранной организации 2019 — помощь от лидеров
  • Ликвидация организации — помощь от лидеров
  • Ликвидация кредитной организации от лидеров
  • Закрытие ООО, стоимость от лидеров
  • Ликвидация фирмы от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО, стоимость от лидеров
  • Сколько стоит закрыть фирму — помощь от лидеров
  • Сколько стоит закрыть ООО от лидеров
  • Как закрыть ООО — помощь от лидеров
  • Ликвидация ООО профессионально от лидеров
  • Ликвидация ООО с долгами от лидеров
  • Ликвидация ООО через оффшор от лидеров
  • Ликвидация ООО ФНС от лидеров
  • Ликвидация нулевого ООО от лидеров
  • Заявление о ликвидации ООО от лидеров
  • Прекращение деятельности ООО от лидеров
  • Отмена ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО через продажу от лидеров
  • Ликвидация ООО пошаговая от лидеров
  • Решение о ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО без долгов от лидеров
  • Порядок ликвидации ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО под ключ от лидеров
  • Альтернативная ликвидация ООО от лидеров
  • Срок ликвидации ООО от лидеров
  • Добровольная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация компании от лидеров
  • Профессиональная ликвидация ООО от лидеров
  • Ликвидация фирм от лидеров
  • Ликвидация через банкротство от лидеров
  • Ликвидация юридического лица от лидеров
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector