О магазине
Содержание:
В контексте
Петербургскому ретейлу нездоровится уже не первый год. Конкуренция высока, а денег в кошельках населения больше не становится. С приходом коронавируса эти «хронические заболевания» рискуют только обостриться. Не исключены даже летальные исходы.
Как бы нас ни снимали с нефтяной иглы, добыча сырья остается стержнем российской экономики, а все остальные отрасли крутятся вокруг нее как планеты. В науке это называется «ресурсным проклятием». Из–за притока нефтедолларов аппетиты граждан к деньгам и потреблению растут, а производительность их труда — нет. Пространства для инвестиций в такой экономике хронически не хватает — конечно, кроме тех сфер, которые обслуживают текущие людские «хотелки».
Но деньги на все новые «хотелки» в таких системах имеет привычку внезапно заканчиваться. Так произошло в 2014–2015 годах, когда упали нефтяные цены и обострились внешнеполитические противоречия. С тех пор доходы не росли почти полдесятилетия. Все это время ретейлеры продолжали запускать новые магазины, распихивая друг друга локтями на тесных улицах Петербурга.
В 2019 году нервы сдали. Сначала закрылись «Лайм» и «Полушка», потом — крупный «Интерторг». Жить вольготнее рынок не стал, но теперь будет даже хуже. Ошибочно думать, что в кризис люди не смогут потреблять меньше продуктов питания. Еще как смогут! Уже в апреле оборот продовольственной розницы в Петербурге сократился на 4,1%. Это при том, что рестораны потеряли половину выручки, а значит, их бывшие клиенты, очевидно, готовят дома. Даже заряженные оптимизмом чиновники Минэкономразвития признают, что доходы населения по итогам 2020 года сократятся на 3,8% и не восстановятся до 2022 года. В ВШЭ считают, что провал будет в 3 раза выше. Долго прикрывать пустые залы и низкие чеки — кредитов не хватит.
Ретейлеры все еще пытаются очаровать ассортиментом и деликатесами, насколько это вообще возможно в условиях санкций и сокращения спроса (из–за этого, кстати, сильно страдает самобытный «ВкусВилл» — население больше не хочет переплачивать за красивую упаковку). Но это ли нужно потребителю? Уже не первый месяц партнеры (пока еще — не конкуренты) из сервисов по доставке продуктов питания множат выручку в разы. Просто потому, что вовремя поняли, куда дует ветер. Свои первые дарксторы сейчас запускает X5 Retail. Многие внедряют кассы самообслуживания.
Борьба за обедневшего потребителя будет тяжелой. Ретейлу пора кардинально меняться. Нельзя работать как в нулевых, когда на дворе уже двадцатые. Лишних денег — больше не будет.
Георгий Вермишев
Рынок находится в нестабильном положении. Открываться сейчас — смелое решение, нужно учитывать сильную конкуренцию на петербургском пространстве. Но кризис — и время для возможностей. Если сеть «Медведь» четко понимает свою стратегию, то время для выхода на рынок стратегически выбрано идеальное. В России, как и за рубежом, происходит сдвиг потребительского доверия к региональным сетям и местной продукции. Если компания предлагает интересную ассортиментную матрицу с северной спецификой — это однозначно привлечет покупателя.
Елена Пономарева
Генеральный директор «Лаборатории трендов»
Сейчас происходит много сделок слияния и поглощения. Компании, не сумевшие противостоять шоковым воздействиям, обретают новых собственников, меняют направление деятельности. Но в целом со временем рынок неизбежно восстановится под воздействием спроса. Надо быть готовыми к тому, что появятся новые игроки, начнется миграция бизнеса как из центра в регионы, так и наоборот — из регионов в центр. Так что заход на рынок норильской сети «Медведь» не выглядит странным. Любой кризис — это для кого–то проблемы, а для кого–то — «окно возможностей».
Алексей Коренев
Аналитик ГК «ФИНАМ»
Чем дальше в лес, тем больше медведей
Торговой сети «Медведь», как и ранее сети Ki–Market, принадлежит ООО «Батутный центр». По данным системы «Контур.Фокус», ранее учредителями являлись Инна Ким и Елена Шин, однако 18 мая 2020 года единственным учредителем и гендиректором стал Фаиг Шахлар Оглы Давудов. Он учредитель и гендиректор ООО «Медведь» в Норильске.
Давудов сообщил «ДП»: «Сеть “Медведь” зародилась в Норильске 10 лет назад. Изначально и по сей день ее главными преимуществами являются мясо и рыба, в том числе северных пород, которая, как известно, высоко ценится и в России, и во всем мире. Сейчас “Медведь” выходит на новый уровень — открывается в Петербурге. С 1 июня в городе работают универсам и два супермаркета. До конца июня планируем еще три супермаркета. Параллельно ведем переговоры по стратегически интересным объектам. Всего в этом году намерены открыть 10 торговых точек. Мы стремимся к тому, чтобы продукция из Норильска, известная в Петербурге, а также новинки северных продуктов были доступны петербуржцам».
Консультант по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин считает, что открытие Ki–Market могло быть переходным этапом для сохранения торговых площадей. Возможно, владельцы решили объединиться с сетью из Норильска, сделав так, чтобы она вышла на рынок Петербурга.
«Я не знаю, насколько оправдан этот шаг для ретейла, но для бывших владельцев “Интерторга” — оправдан. Их бизнес долгие годы строился вокруг этой сферы, и естественно, что они не хотят совсем его потерять, пытаются удержаться. Обнулив все предыдущие обязательства перед поставщиками, они могут начать с чистого листа. Но по сути дела — это та же система и даже коллектив», — отмечает Лачугин. Он подчеркивает, что ни бренд Ki–Market, ни ООО «Батутный центр» юридически не связаны с Абдуллаевым, поэтому кредиторы не смогут обанкротить эту компанию.
Замдиректора департамента исследований Colliers International Ольга Убушиева считает, что присутствие в Петербурге продуктовых сетей из регионов невелико, им сложно конкурировать с крупными федеральными, у которых большие логистические, маркетинговые, кадровые и другие ресурсы, благодаря чему они могут регулярно обновлять ассортимент, концепцию и формат магазинов. «Пример региональной сети в Петербурге — дискаунтер “Светофор”, который вышел сюда 3 года назад. Некоторые сети (“Магнит” и “Красное и Белое”) уже сложно назвать региональными, хотя пришли они именно из регионов», — отмечает эксперт.
Действительно, концентрация федеральных сетей в Петербурге велика. У крупных ретейлеров (X5 Retail Group, «ВкусВилл», «Магнит», «Дикси») по несколько сотен торговых точек. А X5 Retail Group в прошлом году достигла максимальной 25%–ной доли рынка в городе, поэтому в отношении нее все еще действует предписание ФАС о приостановлении открытия новых точек. Да и региональные ретейлеры теряют свои позиции: в городе стали закрываться магазины «Лэнд» (один не проработал и полгода на месте Spar на Фурштатской ул.).
Банкротим всех!
Логичным продолжением действий Сбербанка стали иски о банкротстве, к примеру, компаний «Евробизнес» и «Невская инвестиционная компания». При этом по остальным арбитражным делам, где фигурирует связанная с ТД «Интерторг» группа фирм, заявлены ходатайства о приостановлении производства — до разрешения вопроса о признании «Адастры», Инвестиционно–строительной компании и «Евробизнеса» банкротами в рамках судебных дел. Действия Сбербанка можно расценить как дополнительную меру по обеспечению контроля кредитного учреждения над имуществом этих компаний. Таким образом, пока не возбуждено дело о несостоятельности только ООО «Невская логистика» — к нему предъявлен иск о взыскании задолженности по кредитному договору со Сбербанком на 1 млрд рублей.
Вместе с тем, как отмечает Денис Шестаков, партнер GRATA International St. Petersburg, кредитное учреждение контролирует этот процесс и старается сохранить за собой первенство в инициативе возбуждения банкротного дела «Невской логистики». В пользу такой версии говорят регулярные (каждые 15 дней) публикации на «Федресурсе» (реестр сведений о банкротствах) заявлений о намерении подать иск о несостоятельности должника (последняя публикация была 21 мая).
Из анализа открытых данных можно предположить, что «Невская логистика» является основным держателем активов компаний, входящих в одну группу с ООО «ТД Интерторг». Там достаточное количество имущества, привлекательного для сетевых ретейлеров, поясняет Шестаков. Резонно предположить, что конкуренты Spar могут быть заинтересованы в покупке этих активов. В этом случае Сбербанк может вести переговоры о продаже такого имущества. И на период этих переговоров «заморозил» возбуждение процедуры банкротства в отношении «Невской логистики».
Продажа имущества «Невской логистики» может быть проведена в разной форме: и самой компании, и требований Сбербанка к ней, и активов в счет расчетов по обязательствам «Невской логистики» перед Сбербанком. Однако при этом сделка должна быть структурирована и закрыта так, чтобы не оставить кредиторам и конкурсному управляющему ООО «ТД Интерторг» возможности ее оспаривания как недействительной — в частности, не должна содержать признаков преимущественного удовлетворения требований ООО «СКБ–Гранд» (процессуальный преемник Сбербанка в спорах с компаниями сети Spar) перед другими кредиторами.
Если же сделка не состоится, то, вероятнее всего, будет инициирована процедура банкротства «Невской логистики». В этом случае банк может понести существенные потери: обычно на торгах имущество продается с немалым дисконтом. Соответственно, интересант активов «Невской логистики» может рассчитывать на более низкую цену сделки.
«Вместе с тем нередки случаи, когда банк не допускает существенного снижения цены и после второго этапа торгов оставляет имущество за собой. И дальше ведет переговоры с интересантом о его продаже не как кредитор, а как собственник. Зачастую этому как раз предшествует перевод проблемной задолженности на структуру, контролируемую ООО “Сбербанк Капитал”, — ООО “СКБ–Гранд”», — говорит Денис Шестаков.
Требования к помещению
В городах с населением от 20 000 человек до 300 000 человек магазин рекомендуется размещать на главной улице или на одной из основных улиц с активным пешеходным движением и возможностью парковки авто. 1-й, 2-й этажи или цоколь здания.
Согласованное с администрациями здания и города рекламное место на фасаде. Отдельный вход в торговый зал, возможность разгрузки авто; размеры проходов и дверных проёмов, позволяющие вносить/выносить торговое оборудование, спортинвентарь.
В южных регионах обязателен кондиционер.
Полы-керамическая плитка, допустим линолеум.
Стены должны быть пригодны для навешивания эконом-панелей.
Потолки высотой не менее 2,7м., пригодные для крепления хромированных труб/штанг для вывешивания экипировки.
Освещённость: примерно 1 светильник потолочный (4х18Вт) на площадь не более 3 кв.м. потолка.
В городах с населением свыше 300 000 человек возможно размещение в торгово-развлекательных центрах. Здесь выбор с учётом требований ТРЦ по дизайну помещения, по размещению торгового оборудования, по режиму работы и доставки товара.
Зачастую требования ТРЦ настолько жёсткие, что это лишает возможности эффективно использовать арендованную площадь.
Требования к партнерам
- Наличие собственного или арендованного помещения в удачном месте. Выгодное расположение- важнейший фактор успеха. Местоположение здания, размещение магазина в данном здании, возможные рекламные элементы на фасаде здания согласовываются с франчайзером.
- Наличие достаточных средств для открытия и товарного наполнения магазина. Покупателям неинтересны полупустые витрины и гулкое эхо в торговом зале. Новый магазин “Медведь” должен с 1-го дня работы радовать посетителей изобилием, широким выбором товаров по заявленным направлениям.
- Партнёр-франчайзи должен располагать достаточным количеством времени и сил для управлением магазином. Франчайзер помогает открыть и поддерживать работу магазина, но работать с покупателями, со спортивной общественностью города будет сам франчайзи или его сотрудники.
Мы намерены открывать с партнёрами только успешные магазины!
Обучение и поддержка
Партнёр-франчайзи получает:
- Договор коммерческой концессии (франчайзинга).
- Договор поставки товаров с приложениями.
РУК-1 “СИСТЕМА” — документ с обучающими материалами по подготовке помещения магазина, по рекламному оформлению, по размещению товаров, по взаимодействию с офисом головной компании “Медведь-Спорт”, по работе в системе учёта 1С8 Торговля, доработанной к потребностям нашей компании. Документ описывает действия как продавцов, так и сотрудников головного офиса.
РУК-2 “ПОКУПАТЕЛЬ” — подробный инструктаж продавцов нашей компании по регламенту общения с покупателями, по представлению нашего ассортимента. Все инструкции даны с пояснениями на конкретных примерах из опыта наших магазинов.
РУК-3/1“СПОРТПИТ”, РУК-3/2 — “Единоборства, Фитнес-аксессуары, железо, тренажёры, игры”. Комплект информационных материалов по ассортименту компании. Какой товар для какого вида спорта? Из каких материалов изготовлен? Как правильно использовать? Ответы на эти и подобные вопросы Вы найдете в РУК-3/1 и РУК-3/2.
РУК-4 “КОНТРОЛЬ” — Рекомендации по взаимодействию с государственными и общественными контролирующими организациями, налоговыми органами.
Комплект образцов документов по организации работы персонала магазина “Медведь-Спорт”. Документы разработаны с учётом специфики наших магазинов. Трудовой договор, Договор о материальной ответственности, Должностная инструкция администратора и продавца магазина, инструкции по порядку приёма и учёта товаров в магазине, инструкции по работе с дисконт-картами и бонусными картами, инструкции по работе с ККТ (ККМ), рекомендации по стимулированию продаж.
Менеджер (админ) магазина франчайзи проходит обучения/стажировку в одном или в нескольких магазинах “Медведь” в Ростовской области сроком 7-15 дней. Знакомство с товарным ассортиментом, с программами учёта продаж и формирования заказов, с системой мотивации покупателя, с порядком оплаты труда сотрудников.
Наш менеджер дистанционно сопровождает партнёра, начиная с заключения договора и далее на всём пути от выбора помещения до запуска магазина, с последующим мониторингом работы партнёрского магазина. Консультации откровенные и действенные!
Компьютер партнёра-франчайзи подключается к единой информационной системе компании; партнёр получает доступ к складским запасам, возможность консультации со специалистами офиса компании по ассортименту, учёту, заказу товаров.
Магазин партнёра работает под зарегистрированной маркой с товарным знаком “Медведь-Спорт”, получает рекламную поддержку головной компании.
Офис компании создаёт для партнёра подсайт и активно рекламирует его как методом поисковой оптимизации, так и методом прямой рекламы в Яндексе и в Google.