Зона свободной торговли — это… свободные экономические зоны

Члены организации

По состоянию на июль 2013 года членами ЦЕАСТ являются: Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдавия, Сербия, УНМИК (Косово) и Черногория.

Ранее в организацию входили: Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Хорватия. Они упразднили свой статус, вступив в ЕС.

Страны-участницы присоединились вышли
 Польша 1992 2004
 Венгрия 1992 2004
 Чехословакия  Чехия 1992 2004
 Словакия 2004
 Словения 1996 2004
 Румыния 1997 2007
 Болгария 1999 2007
 Хорватия 2003 2013
 Северная Македония 2006
 Албания 2007
 Босния и Герцеговина 2007
 Молдавия 2007
 Черногория 2007
 Сербия 2007

УНМИК (Косово)

2007

«Если вы согласитесь раздеться перед западным капиталом, то, может, вам дадут деньжат на набедренную повязку»

— Вы упомянули Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Для России чем он может быть еще выгоден, кроме строительства ВСМ?

— Экономическая выгода будет зависеть от нашей активности. Если у нас будет стратегия и мы будем четко понимать, чего хотим, то, наверное, можно убедить наших партнеров по этому банку прокредитовать те совместные проекты, которые нам интересны. Есть очевидные проблемы, связанные с отсталостью Дальнего Востока, низкой экономической активностью, недоразвитостью инфраструктуры. Поэтому заинтересованность в инвестициях огромная. Привлекательность региона для частных инвестиций не очень высокая, потому что в силу наших макроэкономических условий в Китае делать бизнес выгоднее, чем на нашем Дальнем Востоке, там ниже цены на электричество и топливо, больше набор финансовых услуг, дешевле кредиты. Соответственно, когда мы пытаемся стимулировать бизнес на Дальнем Востоке, он весь перетекает в Китай. Я считаю, надо предпринимать довольно энергичные меры, требующие больших инвестиций в развитие инфраструктуры, повышать эффективность всех инфраструктурных отраслей. Как раз банк для этого и создан. Не участвовать в нем было бы опрометчиво. Хорошо, что Россия успела в последний момент на подножку уходящего поезда заскочить.

— В связи с этим какова судьба Нового банка БРИКС, который вроде планировался как дублер Всемирного банка?

— Я бы не сказал, что это конкурент Всемирному банку. Банк БРИКС будет работать в интересах стран БРИКС. Хотя эти страны охватывают половину земного шара, тем не менее его ориентация не на весь мир, а на интересы нашего партнерства — это его отличает от мирового банка. Работа мирового банка как валютного фонда подчинена той идеологии, которая называется вашингтонским консенсусом, которая разработана американцами для обеспечения доминирования их капитала во всем мире. Собственно, МВФ является подручным средством для американских властей, чтобы создавать такие условия для работы американского капитала в других странах, чтобы было выгодно и комфортно. Если посмотреть на работу мирового банка, то приходится констатировать высокую политизацию. Во-первых, мировой банк везде идет под ручку с МВФ. Для того чтобы привлечь кредиты мирового банка, нужно сначала получить хорошую отметку у ВМФ. А это значит открыть свою экономику для западного капитала, устранить все барьеры на приток американских и европейских инвестиций, дать им льготы, обеспечить привязку денежной эмиссии к притоку иностранной валюты, ограничить госрегулирование экономики. Вот только тогда мировой банк идет в поддержку либеральных реформ.

Я помню, как мировой банк работал в России в начале 90-х годов. Практически мировой банк шел вслед за МВФ, который диктовал российскому правительству политику, которая была выгодна американцам, а именно: отказ от регулирования цен, валютного контроля, повальная приватизация, снятие ограничений на движение капитала. Тогда приходил мировой банк и говорил, что готов дать денег, чтобы подсластить реформы МВФ. Причем подавляющая часть проектов мирового банка носила явно надуманный характер. Например, они с удовольствием поставляли американские компьютеры нашим министерствам и ведомствам. Американцы тем самым решали сразу две задачи. Во-первых, навязывали нам свою технику, а кредиты все-таки приходилось мировому банку возвращать, они хоть длинные и дешевые, но возвратные. Во-вторых, технику гнали абы какую. В-третьих, эта техника была, судя по последним данным разведсообщества, нашпигована всякого рода «жучками», чтобы видеть, что у нас внутри происходит.

Вторая серия проектов была для развития инфраструктуры под госгарантии, то есть практически вся помощь мирового банка — кредиты, гарантированные правительством, которые фактически погашаются за счет бюджета. Это один из источников финансирования бюджета на те цели, которые выгодны не столько нам, сколько соответствует их представлениям о том, как мы должны развиваться. Нам мировой банк буквально навязывал эти кредиты. Я считаю, мы вполне могли бы без них обойтись. Эта морковка является стимулом для слаборазвитых стран соглашаться с требованиями МВФ. Если вы согласитесь полностью раздеться перед западным капиталом, то, может, вам дадут деньжат на набедренную повязку.

Специфика

Свободные зоны позволяют решить вопросы, касающиеся доступа государств к стратегическим рынкам. В этой связи географическая близость участников порой вовсе не обязательна. Этим такие территории отличаются от прочих, более сложных интеграционных форм, предполагающих наличие общей границы между партнерами. Договоренность в рамках ВТО предполагает формирование многосторонней системы основных требований к созданию и последующему функционированию зон. В первую очередь, допускается образование этих территорий в порядке исключения в режиме максимального благоприятствования (вместе с преференциями для развивающихся государств, введением приграничных рынков и так далее). В таких случаях стороны-участники будут действовать на льготных основаниях. Во-вторых, соглашения должны заключаться только с другими государствами-участниками. Вступление во взаимодействие с третьими сторонами должно осуществляться в порядке исключения. Надо здесь отметить, что соблюдение этого положения на практике довольно неоднозначно. Переход к свободному рынку должен оказывать стимулирующее влияние на торговлю между участниками, не создавая при этом препятствий для третьих стран. Региональные акты выступают в качестве дополнения принципов формирования многосторонней рыночной системы, но не как противопоставление им. Свободная торговля должна охватывать большую часть оборота продукции между участниками, в том числе основные отрасли экономической деятельности, и быть взаимной. Образование беспошлинных территорий предполагается осуществлять в разумный срок. Период может быть больше десяти лет только в исключительных случаях. Принято считать, что этого срока достаточно для полной адаптации большинства производителей к новым конкурентным условиям.

Какие льготы по налогам в особых зонах?

Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.

  1. Сокращен налог на прибыль.
    В течение первых 3-х лет с момента регистрации, ставка налога составит 2%
    Затем немного увеличится и в период  с 4-8годы составит 6%
    Последующие годы до окончания льготных лет, установленные государством действует тариф  13,5%
  2. В течение первых 3 лет  владения землей для ведения деятельности, снимаются обязательства по уплате земельного налога.
  3. Снижены тарифы по обязательным социальным взносам, как в пенсионный фонд -6%, социального страхования-1,5%, медицинского страхования -0,1%

Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет.
Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%.
Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%.
Также в отношении таможенных  сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

«У нас только один политик на федеральном уровне»

— Рустам Минниханов обмолвился, что Путин именно ему поручил курировать связь с исламским миром. Насколько на данном этапе для России важны связи с мусульманским и тюркским миром?

— Во-первых, мы сами часть мусульманского и тюркского мира. За всю историю Российской империи и ислам, и тюркские народы чувствовали себя тут как дома, поскольку никто не навязывал никаких религиозных, культурных условий жизни в одном государстве с русскими. Хотя Российская империя была государством русского народа с точки зрения государственных религии и устройства, тем не менее мусульманская община и тюркские народы чувствовали себя комфортно, поскольку у них была полная национальная и культурная автономия, не зависящая от госустройства. Так что наша составляющая часть российского общества — тюркские народы и мусульманская община — всегда играла определенную роль и в глобальных вопросах.

Конечно, мусульманский мир весьма разобщен, мы даже видим, что идет война на Ближнем Востоке между разными ветвями ислама. Тюркский мир еще более разобщен, в политическом смысле он представлен огромным количеством государств, где тюркская составляющая или доминирует, или очень высока. Именно поэтому все попытки объединения исламского мира и тюркского этноса в панисламских и пантюркских проектах успеха не имели. Я думаю, в этом нет необходимости. Опыт нашей евразийской интеграции показывает, что в современном мире любые попытки какой-то надуманной или принудительной интеграции работать не будут, а будут вызывать только недоверие и отчуждение.

Мне кажется, такого рода дипломатия, которую ведет Минниханов, абсолютно соответствует современным представлениям о том, как должно строиться взаимодействие между родственными народами, людьми одной веры без вмешательства во внутренние дела, без навязывания идеологем, без попыток принуждения, а на основе общего понимания смыслов жизни и общего видения будущего глобального мироустройства на условиях справедливости, взаимовыгоды. Это принципиальное отличие от той глобализации, которая сейчас навязана миру США. Чем больше будет горизонтальных контактов, где региональные лидеры могли бы играть очень заметную роль, наполняя процесс этих контактов содержательными проектами, связывая людей общими интересами, тем лучше. Я думаю, этот путь перспективен.

— И все-таки как вы оцениваете Минниханова как федерального политика? Насколько он успешен?

— Я высоко оцениваю Минниханова, думаю, он очень эффективен, пользуется заслуженным авторитетом. Единственное, хочу вас поправить, у нас есть только один политик на федеральном уровне, с моей точки зрения.

Последствия для Мексики

Благодаря NAFTA в три раза вырос объем сельскохозяйственного экспорта из Мексики в США. Были созданы сотни тысяч рабочих мест в сфере автомобилестроения, что, согласно ряду исследований, положительно сказалось на производительности мексиканской экономики и потребительских ценах, способствовало повышению уровня жизни населения.

Между тем в Мексике с момента присоединения к NAFTA в целом увеличился уровень безработицы и бедности, а ВВП на душу населения по-прежнему значительно меньше, чем у северных соседей. Также перенос ряда «грязных» производств из США в Мексику и увеличение добычи сырья для экспорта в США повлекло за собой загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической обстановки.

Также вступление в NAFTA привело к неравномерному развитию секторов национальной экономики: если промышленность начала активно развиваться благодаря притоку иностранных инвестиций и открытию новых предприятий, то ситуация в аграрном секторе ухудшилась. Неспособность мелких сельскохозяйственных производителей конкурировать с американскими привела к разорению многих фермерских хозяйств, что, в свою очередь, вызвало рост эмиграции (легальной и нелегальной) из Мексики в США.

Цели создания

1. Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.
2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.
3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.
5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

«Татарстан — локомотив в интеграционном процессе»

— Как вы оцениваете перспективы Казани как одного из центров евразийской интеграции и какова роль татар в этом процессе?

— Я думаю, Казань уже по определению является одним из центров евразийской интеграции. Татарстан — один из динамично развивающихся регионов, расположенный фактически в центре евразийского материка, безусловно, одновременный локомотив в интеграционном процессе и один из главных получателей дивидендов от интеграционных процессов. Насколько мне известно, правительство Татарстана имеет свое представительство в Казахстане и активно работает с нашими партнерами по Таможенному союзу и евразийской интеграции. Так что я думаю, что в этом процессе у предприятий Татарстана возникают новые возможности, которые могут быть использованы в рамках более широкого евразийского рынка. Если еще будет построена новая скоростная дорога Москва — Казань, а затем пойдет на юго-восток, возможно, через Омск, а потом в Казахстан, то и казанский транспортный узел будет иметь большое значение.

— Как вы оцениваете перспективы ВСМ? Есть ли у нее реальное будущее?

— Конечно, будущее есть, поскольку планы одобрены на всех уровнях. Нехватка денег — это проблема временная, а при большом желании можно их создать, найти. И все-таки дорогу Москва — Казань следует рассматривать как звено транспортной магистрали, поскольку основной экономической эффект достигается от всей трансконтинентальной дороги, поэтому, по всей видимости, на первом этапе не стоит ожидать больших доходов от эксплуатации, а надо стремиться построить всю дорогу и получить как можно быстрее интеграционный эффект.

— Как вы смотрите на участие в этом проекте китайцев?

— Я думаю, что они обречены на то, чтобы участвовать в этом строительстве. Тем более создали сейчас Азиатский банк инфраструктуры, собственно, для того чтобы кредитовать строительство таких масштабных проектов. Надо понимать, что китайцы — народ прагматичный и научились у нас стратегическому планированию. Мы, к сожалению, отказались от него и не можем никак освоить. Китайцы имеют планы на 30 лет вперед, эти планы, естественно, исходят из интересов Китая. Китайцы будут делать только то, что сами запланировали. В этом смысле сотрудничество с Китаем в ситуации, когда у вас нет стратегии, обрекает на следование китайским интересам.

— Подсядем на китайский крючок?

— Поэтому нам нужно иметь свою стратегию и согласовывать ее с китайской стратегией в тех сферах, где совпадают наши интересы. Конечно, трансконтинентальную магистраль, которая бы связала Западную Европу с Китаем, нам выгодно было бы провести через нашу территорию, захватив заодно Казахстан, Киргизию. У китайцев же есть альтернатива, например, они объявили, что первым проектом, который будет кредитовать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, станет ВСМ Пекин — Багдад. Для нас это как раз конкурент с точки зрения перевозки грузов

Но я бы не акцентировал внимание чисто на транспортных услугах, потому что главный эффект от дороги — связь территорий. Эффект от сокращения времени в пути, улучшения транспортной доступности по всем магистралям будут иметь большой положительный мультипликатор

Китайцы, понимая это, говорят даже не о железной дороге, а о пути, о поясе развития вокруг дороги.

Зоны свободной торговли

  • НАФТА — экономическое объединение по свободному обмену товарами в Северной Америке, включающее США, Канаду и Мексику. ЗСТ создана в 1994 году с целью привлечения инвестиций, отмены таможенных блоков и формирования общего рынка с добросовестной конкуренцией.
  • ЗСТ стран СНГ участием Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана. Соглашение было заключено в 2011 году с целью фиксации импортных пошлин (в будущем планируется полная отмена) и создание транспортных коридоров.
  • ЕАСТ — объединение стран Европы, созданное в 1960 году с целью координирдинации таможенных пошлин. Сейчас большинство государств-членов вступило в Евросоюз.

ÐеÑÑпекÑÐ¸Ð²Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑоÑмаÑа ÐСТ Ñ Ð´ÑÑгими ÑÑÑанами

Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¿ÐµÑеговоÑÑ Ð¾ Ñоздании ÐСТ Ñ ÑÑдом гоÑÑдаÑÑÑв. СледÑÑÑей ÑÑÑаной, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸Ñано ÑоглаÑение о ÐСТ, ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð¡ÐµÑбиÑ. СеÑбÑкий виÑе-пÑемÑеÑ, миниÑÑÑ ÑоÑговли, ÑÑÑизма и ÑелекоммÑникаÑий Р. ÐÑÐ¹Ð¸Ñ Ð·Ð°Ñвил, ÑÑо СоглаÑение о Ñвободной ÑоÑговле Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¡ÐµÑбией и ÐÐЭС планиÑÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸ÑаÑÑ Ð² конÑе окÑÑбÑÑ 2019 г. в ÐоÑкве. Ðа ÐÑÑÑем ÑовеÑе ÐÐЭС в мае 2019 г. бÑл полÑÑен Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð°Ñ Ð½Ð° подпиÑание.

ÐеÑеговоÑÑ Ñ ÐгипÑом наÑалиÑÑ Ð² 2019 г., а к конÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð° они пеÑеÑли к завеÑÑаÑÑей ÑÑадии, о Ñем Ñведомила Ð. ÐикиÑина.

ÐеÑеговоÑÑ Ñ ÐзÑаилем идÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½ÐµÐµ. ÐеÑвÑй ÑаÑнд пеÑеговоÑов ÑоÑÑоÑлÑÑ Ð² конÑе 2018 г. Ðа нем обÑÑждалиÑÑ Ð¼ÐµÑÑ ÑоÑговой заÑиÑÑ, пÑавила опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоиÑÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоваÑов, Ñаможенное ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво, ÑазÑеÑение ÑпоÑов, ÑеÑниÑеÑкие баÑÑеÑÑ Ð² ÑоÑговле, ÑаниÑаÑнÑе и ÑиÑоÑаниÑаÑнÑе меÑÑ, гоÑÑдаÑÑÑвеннÑе закÑпки и вопÑоÑÑ ÑоÑговли ÑоваÑами. РеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ, в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ, о ÑложноÑÑи ÑоглаÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñий ÑÑоÑон. ÐолиÑиÑеÑкие ÑазноглаÑÐ¸Ñ Ñ Ð¢ÐµÐ³ÐµÑаном, коÑоÑÑй Ñже Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑоглаÑение Ñ ÐвÑазийÑким ÑоÑзом, не оказÑваÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑного влиÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñод пеÑеговоÑов.

Таким обÑазом, ÐвÑазийÑкий ÑоÑз Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑеленапÑавленнÑÑ ÑабоÑÑ Ð¿Ð¾ подпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑоглаÑений о ÐСТ Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð½ÑеÑеÑованнÑми ÑÑÑанами. ÐодобнÑе СоглаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкÑеплÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñии ÐÐЭС в ÑегионалÑной и миÑовой Ñкономике, ÑпоÑобÑÑвÑÑÑ ÑаÑÑиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑнков ÑбÑÑа наÑионалÑнÑÑ Ñкономик. Ðо подпиÑание ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾ÐºÑменÑов не ÑÑало Ð´Ð»Ñ ÑоÑза ÑамоÑелÑÑ â ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ взаимовÑгоднÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑаÑ. ÐоÑÑепенно накапливаемÑй опÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ ÐвÑазийÑкой комиÑÑии более ÑеÑко пÑопиÑÑваÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв-Ñленов и нивелиÑоваÑÑ ÑиÑки Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнÑÑ Ð¿ÑоизводиÑелей пÑи подпиÑании ÑоглаÑений о пÑеÑеÑенÑиалÑной ÑоÑговле. ÐÐ¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑакÑика бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ñодолжена.

Альтернатива «Свифт» в России есть

— России постоянно угрожают, что отключат от СВИФТ, тем более у нас нет даже своей национальной платежной системы. Каковы перспективы решения этого вопроса? Какие издержки можем понести в случае затягивания?

— Я бы не сказал, что у нас вообще ничего нет. Вы правы, что надо было давно, лет 10 назад, начинать эту работу по развитию системы обмена банковской информацией, альтернативной СВИФТ. Я этот вопрос ставил на национальном банковском совете, мы обсуждали риски банковской системы. Нам докладывал аудитор ЦБ. Я задал вопрос: как оценивается риск отключения СВИФТ? На что мне был дан ответ, что они не занимаются оценкой рисков того, если вдруг атомная бомба упадет на ЦБ. К сожалению, руководители денежных властей очень оторваны от реальности и плохо понимают угрозы, которые тогда были. Поскольку СВИФТ находится в бельгийской юрисдикции, то есть в ЕС, это означает, что Европейская комиссия может принять решение о введении санкций такого рода, и СВИФТ вынужден будет подчиниться, хотя это формально независимая организация. Поэтому риск отключения, безусловно, есть.

Технически альтернативу можно было бы построить уже давно. Технологически она даже уже сделана. ЦБ еще при прежнем руководстве была создана система межбанковских электронных финансовых сообщений, которой пользуются очень многие российские банки. Она автономна от СВИФТ и, в принципе, выполняет те же задачи, только делает дешевле, надежнее и находится в российской юрисдикции. Самый простой способ обезопасить себя от безобразий ЕС — это расширить использование этой системы хотя бы до уровня евразийской интеграции. Если мы ее выведем за пределы России и предложим нашим партнерам из разных государств, то будет готовый СВИФТ.

— Не все так плохо?

— Это технический вопрос. Если услуга будет востребована, она позволит очень быстро полностью заместить СВИФТ для поддержания платежей и расчетов.

— Вы уверены, что нашим партнерам по Евразийскому союзу это будет интересно?

— Если мы откроем эту систему для них — да. Но пока она находится внутри ЦБ, существуют, конечно, проблемы. Система кажется малопривлекательной для иностранных участников, потому что она фактически госмонополия, а СВИФТ — это монополия частно-банковская. Можно придумать разные механизмы эксплуатации этой системы. Теперь это вопрос больше политический, а не технологический.

Международная торговля

Развитие ЦЕАСТ обусловлено объективными трудностями и стремлением стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения.

В то же время за период действия ЦЕФТА существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении, что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах.

С 1 января 1997 года в рамках ЦЕФТА практически существует зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относится прежде всего к странам — основателям ЦЕАСТ, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 года. Например, Польша относит к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия.

Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 года в соответствии с Дополнительным протоколом № 3. В результате этого в начале 1999 года тарифные преференции охватывали свыше 90 % сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась беспошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями.

Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных товаров.

Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны — участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в определённых ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕФТА, а в 1998 году преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 году Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния ещё и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили её минимальный размер и т. д.

С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 году, на которой формально была приостановлена либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах — участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны — дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине 1999 года.

В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза.

При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделяется проблемам, связанным со взаимной торговлей. Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и перемещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами государств ЦЕФТА в ноябре 1994 года, реального сотрудничества в этих областях пока нет

Вопросы, связанные с этим, должны решаться на переговорах стран-участниц, так как проблематика основных экономических свобод (перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается в соглашениях об объединении между отдельными государствами ЦЕФТА и ЕС. Главной целью стран — участниц ЦЕФТА является членство в Европейском Союзе, что в свою очередь связано с процессами приспособления к его законодательству, поэтому необходимо учитывать эту проблематику во взаимных отношениях в рамках ЦЕФТА.

«Стратегии развития делают не либеральные экономисты»

— И кто должен придумать механизм стратегического планирования?

— Он придуман, даже есть закон о стратегическом планировании, правда он был выхолощен, пока проходил через правительство. Тем не менее очевидно, что, согласно всей теории управления, сначала должны быть план и программа. Потом под них должны выделяться средства из бюджета, кредитных механизмов ЦБ, институтов развития.

Все это должно быть увязано в общую систему стратегического и индикативного планирования. Заниматься этим должно по определению министерство экономического развития, а минфин и ЦБ должны помогать механизмами финансирования в реализации этих программ.

У нас, к сожалению, все наоборот. Вопросы решают те, кто распоряжается деньгами. А в правильно устроенной системе развития распорядители денег должны делать так, как им скажут те, кто занимается планированием.

Перекос в сторону сверхвласти финансовых ведомств ведет к тому, что система управления отвергает планирование как таковое. Если посмотреть степень исполнения бюджетов федеральных целевых программ, то некоторые профинансированы наполовину, другие — на четверть. Такое впечатление, что минфин решает, кого финансировать.

— А минэкономразвития только прогнозы строит…

— По-моему, гадает на кофейной гуще. Так что вся система управления должна быть ориентирована на экономическое развитие, а для этого денежные механизмы должны играть подчиненную роль, а не ведущую.

Беседовала Елена Колебакина

СоглаÑение о ÑоÑгово-ÑкономиÑеÑком ÑоÑÑÑдниÑеÑÑве Ñ ÐиÑаем

17 Ð¼Ð°Ñ ÐÐЭС подпиÑал СоглаÑение о ÑоÑгово-ÑкономиÑеÑком ÑоÑÑÑдниÑеÑÑве ÐÐЭС â ÐиÑай, оно вÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¸Ð»Ñ Ð² конÑе окÑÑбÑÑ 2019 г. ÐокÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ ÑоглаÑением о ÐСТ, но он опÑеделÑÐµÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñй ÑоÑÐ¼Ð°Ñ ÑоÑгового взаимодейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÐÐЭС Ñ ÐÐР. СоглаÑение вклÑÑÐ°ÐµÑ ÑиÑокий кÑÑг вопÑоÑов, в Ñом ÑиÑле ÑпÑоÑение пÑоÑедÑÑ ÑоÑговли (напÑимеÑ, обеÑпеÑение возможноÑÑей Ð´Ð»Ñ ÑлекÑÑонного деклаÑиÑованиÑ, вÑпÑÑк ÑоваÑов в макÑималÑно коÑоÑкий ÑÑок), ÑÑо ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñм, заÑикÑиÑованнÑм в новом Таможенном кодекÑе ÐÐЭС; повÑÑение ÑÑанÑпаÑенÑноÑÑи и ÑабоÑа по Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑандаÑÑов, ÑеÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑегламенÑов и пÑоÑедÑÑ Ð¾Ñенки ÑооÑвеÑÑÑвиÑ; заÑиÑа пÑав инÑеллекÑÑалÑной ÑобÑÑвенноÑÑи; ÑегÑлиÑование ÑлекÑÑонной коммеÑÑии; ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво в облаÑÑи гоÑзакÑпок.

Ðаиболее знаÑимÑе ÑÑаÑÑи ÑкÑпоÑÑа в ÑоÑговле ÑÑÑан ÐÐЭС Ñ ÐиÑаем â неÑÑÑ ÑÑÑаÑ, вклÑÑÐ°Ñ Ð³Ð°Ð·Ð¾Ð²Ñй конденÑÐ°Ñ (Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð² ÑкÑпоÑÑе ÐÐЭС â 18,6%), леÑомаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð¿ÑодолÑноÑаÑпиленнÑе (48,3%), ÑÐ³Ð¾Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ð½Ñй (12,7%), Ð¼ÐµÐ´Ñ ÑаÑиниÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑÐ¿Ð»Ð°Ð²Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð½Ñе (26,3%), двигаÑели ÑÑÑбоÑеакÑивнÑе и ÑÑÑбовинÑовÑе, газовÑе ÑÑÑÐ±Ð¸Ð½Ñ (62,5%), леÑомаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑабоÑаннÑе (76,4%), ÑÑÐ´Ñ Ð¸ конÑенÑÑаÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð½Ñе (68,6%). Рнаиболее знаÑимÑм ÑÑаÑÑÑм импоÑÑа можно оÑнеÑÑи аппаÑаÑÑÑÑ ÑвÑзи и ÑаÑÑи к ней (Ð´Ð¾Ð»Ñ ÐиÑÐ°Ñ Ð² импоÑÑе ÑÑÑан ÐÐЭС â 64,5%), вÑÑиÑлиÑелÑнÑе маÑÐ¸Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²ÑомаÑиÑеÑкой обÑабоÑки инÑоÑмаÑии (63,4%), обоÑÑдование Ð´Ð»Ñ ÑеÑмиÑеÑкой обÑабоÑки маÑеÑиалов (47,6%), ÑаÑÑи и пÑинадлежноÑÑи Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²Ñомобилей и ÑÑакÑоÑов (15,3%), игÑÑÑки (80,3%), обÑÐ²Ñ Ð½Ð° подоÑве и Ñ Ð²ÐµÑÑом из ÑÐµÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ плаÑÑмаÑÑÑ (84,9%).

Ðак Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼, в ÑÑÑÑкÑÑÑе ÑкÑпоÑÑа из гоÑÑдаÑÑÑв ÐÐЭС в ÐÐР доминиÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑоднÑе ÑеÑÑÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑед СоÑзом в Ñелом ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñа не ÑолÑко ÑвелиÑиÑÑ ÑоваÑообоÑоÑ, но и дивеÑÑиÑиÑиÑоваÑÑ ÐµÐ³Ð¾. ЭÑо возможно лиÑÑ Ð¿Ñи ÑвелиÑении пÑоизводÑÑва пÑодÑкÑии Ñ Ð²ÑÑокой добавленной ÑÑоимоÑÑÑÑ Ð¸ поиÑке меÑанизмов ее пÑÐ¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° киÑайÑкий ÑÑнок. СопÑÑжение Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐÐЭС и киÑайÑкой пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Â«Ðдин поÑÑ â один пÑÑÑ» должно ÑпоÑобÑÑвоваÑÑ ÑоÑÑÑдниÑеÑÑÐ²Ñ Ð² ÑкономиÑеÑкой ÑÑеÑе.

СоглаÑение Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑиÑокий ÑоÑмаÑ, Ñем пÑоÑÑо ÑоÑговое. Рнем опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¸ пеÑÑпекÑивнÑе облаÑÑи Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва: ÑелÑÑкое ÑозÑйÑÑво, ÑнеÑгеÑика, ÑÑанÑпоÑÑ, пÑомÑÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¾Ð¿ÐµÑаÑиÑ, инÑоÑмаÑионно-коммÑникаÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑа, ÑеÑнологии и инноваÑии, ÑинанÑÑ Ð¸ окÑÑжаÑÑÐ°Ñ ÑÑеда.

ÐопÑÐ¾Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐСТ Ñ ÐоднебеÑной обÑÑждаеÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð»ÐµÑ â Ñ 2006 г., когда пÑозвÑÑало подобное пÑедложение Ðекина ÑÑÑанам ШÐС. ÐÐЭС Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾ÑÑоÑожнÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ, Ñ.к. «главнÑй ÑиÑк в Ñом, ÑÑо ÑкономиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾ÑÑ ÐиÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ ÐиÑÐ°Ñ Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо болÑÑе пÑеимÑÑеÑÑв Ð¾Ñ ÑÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñлин, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ñ ÑоÑим поÑмоÑÑеÑÑ ÑнаÑала, как бÑÐ´ÐµÑ ÑабоÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑеÑеÑенÑиалÑное ÑоглаÑение».

Структура экспорта изменится

Полностью заменить поставки в Рoссию другими рынкaми Украина не сможет даже в аграрной отрасли, считают эксперты. Eсли в EС Укрaинa прoдaeт зeрнo, кaк прaвилo кукурузу, тo в Рoссию oнa поставляла гoтoвыe прoдукты питaния: твeрдыe сыры, кoлбaсныe и кoндитeрскиe издeлия, твoрoг и смeтaну.

Пeрeстроить молочную и кондитерскую промышленность под вкусы ЕС или Китая и других стран Азии, где во многом другие пищевые традиции, будет непросто, полагают эксперты. А значит, придется закрыть ряд пищевых предприятий и сконцентрироваться на экспорте сухого молока, казеина, масла, увеличивать продажу зерна и мяса птицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector