Денежная экономика
Содержание:
- Как устроен спрос на деньги?
- Будет ли новый финансовый кризис? Возможно
- Примеры для сравнения
- Так отток капитала — это хорошо или плохо?
- Почему важно говорить с детьми о финансах?
- Правило № 3. Доверяем детям покупки
- Неужели нас грабят?
- Как количество денег влияет на облигации?
- Два слова об экономике
- Силы, которым нет равных во Вселенной
- Правило № 2. Поощряем детские накопления
- Денежная масса и ключевая ставка
- Основные функции денег с веселыми примерами
- Не для России
- Правило № 1. Объясняем в игровой форме
Как устроен спрос на деньги?
Любому человеку или компании, деньги нужны для того, чтобы в них сберегать и чтобы платить за товары и услуги.
Cпрос на деньги для покупки товара — это первостепенная потребность человека: надо кормить себя, одевать, ходить в театр, оплачивать коммунальные услуги. Компании деньги нужны для производства — надо закупать материалы, платить зарплату, и тоже оплачивать «коммуналку». Если денег в экономике сильно меньше, чем произведенных товаров и услуг, то возникают проблемы: растут долги по зарплате, снижается потребление товаров и услуг, начинается стагнация. Если денег слишком много — возникает инфляция.
Вторая сторона спроса — это желание сохранить деньги или даже их увеличить (открыть вклады, купить облигации, вложиться в валюту или золото). В данной ситуации деньги могут приносить доход за счет процентной ставки или положительной курсовой разницы, когда человек купил актив по одной цене, а продать сможет уже за бОльшую цену. Наличные деньги «в матрацах» самые ликвидные, или можно расплатиться в любой момент, но не приносят никакого дохода, а если в стране растет инфляция, то они обесцениваются.
Будет ли новый финансовый кризис? Возможно
Предпосылки для наступления кризиса уже видит руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук. По его словам, уже давно не было глобальной рецессии в США (затянувшегося спада производства и замедления экономики), тогда как технические индикаторы показывают, что она надвигается. Например, кривая доходности американских государственных облигаций выпрямляется. А это значит, что разница между доходностью длинных и коротких облигаций становится всё меньше. Ранее в схожих обстоятельствах начиналась рецессия.
«Это говорит о том, что предпосылки к кризису есть, и, возможно, нужен лишь достаточно мощный спусковой шок. Пандемия коронавируса может стать таким шоком, если она разовьётся», — отмечает эксперт. При этом он напоминает: «Природа финансовых кризисов такова, что предсказать заранее время их наступления очень сложно, даже если видны предпосылки».
В кризис при нынешних условиях не верит главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Она не отрицает, что распространение эпидемии может вернуть на повестку дня риск рецессии. Но это заставит мировые центральные банки провести дополнительное смягчение монетарной политики (снижение ставок, по которым банки занимают деньги у ЦБ. Чем они ниже, тем дешевле для бизнеса становятся кредиты на их развитие). До тех пор, пока ФРС США и другие центробанки готовы оказывать поддержку рынкам, риск финансового кризиса не кажется значительным.
Также спокойно к вирусу относится аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов, которыйвидит в этой ситуации «формальный предлог для закономерной коррекции на перегретых фондовых рынках».
Примеры для сравнения
Как ни объясняй ситуацию в российской экономике, но факты упрямы. В упомянутом в самом начале докладе Global Wealth Report приводится еще одна интересная информация. В собственности 10% самых обеспеченных россиян находится 83% всех богатств страны! Это очень говорящий показатель. К примеру, в США самой богатой прослойке граждан принадлежит только 76% национального благосостояния. Китайские нувориши еще скромнее с показателем 60%. В Европе же эти цифры еще ниже.
При таком резком уровне неравенства вполне объяснима уверенность значительной части россиян, что они только беднеют. Даже если они в реальности «разбогатели» на несколько рублей и перешли из категории самых бедных в группу, которая помимо еды может себе позволить и покупку одежды. Ведь всегда можно сравнить с теми, кто даже в кризисы только богатеет.
Так отток капитала — это хорошо или плохо?
Ни то ни другое. Отток капитала означает, что наша страна инвестирует излишки средств, полученных в рамках текущих экономических операций, за рубежом. Это происходит потому, что мы продаем за границу больше товаров и услуг, чем покупаем, и у нас появляются внешние сбережения.
То есть, с одной стороны, отток капитала — это индикатор того, что наша продукция пользуется спросом за рубежом и денег от ее продажи не только хватает на покупку импорта, но и остается для инвестиций за границей. И это позитивный сигнал.
А с другой стороны, платежный баланс страны также отражает потоки иностранных инвестиций в российскую экономику. Если зарубежные инвестиции сокращаются, это тоже может стать одной из причин оттока капитала. Иногда это может быть плохим признаком — условия инвестирования в стране недостаточно привлекательны. В таком случае стоит работать над улучшением ситуации.
Но в то же время не стоит забывать, что зарубежные инвестиции в российские компании и банки могут увеличивать внешний долг. Например, если компания привлекает деньги иностранных инвесторов с помощью облигаций, получается, она берет их в долг. И вместе эти долги компаний складываются во внешний долг страны. При неблагоприятных внешних условиях, например при укреплении доллара, обслуживание такого долга становится неподъемным для компании. Поэтому некоторые страны придерживаются политики умеренности, чтобы внешних денег в экономике не было слишком много.
Почему важно говорить с детьми о финансах?
Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.
Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок и понять, как действовать в будущем. Он научится планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато он купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели.
Дети более уязвимы перед мошенниками. Без подготовки ребенок не распознает обман, ведь он пока не понимает рисков и доверяет всем подряд.
Лучше заранее обсудить с ребенком, с какими способами мошенничества он может столкнуться и как действовать в таких ситуациях. Например, хакеры взломали страницу друга в соцсети и от его имени попросят перевести деньги. Или пришло СМС-сообщение о том, что якобы по ошибке сделали перевод не на тот номер телефона и просят вернуть эту сумму. Необходимо объяснить ребенку, что подобные сообщения надо проверять: уточнить у друга по телефону или при встрече, действительно ли это он просит деньги, посмотреть баланс телефона — был ли на самом деле перевод. А лучше позвать на помощь родителей.
Если ребенок с детства научится внимательно и осторожно действовать в финансовых вопросах, это убережет его от крупных потерь в будущем.
Начать надо с себя. Дети учатся глядя на взрослых. Глупо учить ребенка финансовой грамотности и при этом подавать обратный пример — то транжирить деньги, то переходить в режим жесткой экономии. Для начала стоит разобраться со своими финансовыми привычками. Если вы планируете бюджет, тратите деньги с умом и защищаетесь от рисков, ваш ребенок, скорее всего, быстрее научится делать так же.
Правило № 3. Доверяем детям покупки
Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чувство на всю жизнь.
Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.
Поиграйте в «придирчивого покупателя»: изучите с ребенком предложения разных магазинов, сравните спелость фруктов, свежесть овощей, вес йогуртов и состав пирожных. Покажите, что похожие вещи могут стоить по-разному, и научите выбирать хорошие товары по оптимальной цене.
Неужели нас грабят?
У народа сложилось простое мнение о происходящем: нас просто грабят, отбирая последние копейки. Мол, именно за счет падения доходов самых бедных россиян у самых богатых они продолжают расти. Правда, тут возникает вопрос: каким образом это происходит при практически невидимом росте экономики — что тут вообще можно отбирать?
По словам директора Института стратегического анализа (ИСА) компании ФБК Игоря Николаева, следует учитывать методы расчета подобных капиталов. В России действительно сегодня растет фондовый рынок, повышается рыночная стоимость акций отечественных компаний. Соответственно, возрастает капитализация принадлежащих российским олигархам компаний и получается, что владельцы этих корпораций вроде бы стали богаче.
Но фактически это не совсем реальный рост (хотя и полностью виртуальным его назвать нельзя — ведь акции можно продать и выручить за них большую сумму денег). Однако принадлежащие этим людям предприятия не стали производить больше продукции. Такая ситуация просто отражает спекулятивный характер нынешней экономики. Даже при отсутствии реального роста капиталы могут увеличиваться, — поясняет Игорь Николаев.
По словам экономиста Дениса Ракши, российские миллиардеры преимущественно являются бизнесменами. А заработанные их предприятиями средства можно тратить тремя основными путями: повышать зарплаты сотрудникам, пускать их на дивиденды или инвестировать в развитие бизнеса, т.е. что-то строить, закупать новое оборудование, проникать на новые рынки.
Даже после завершения нескольких этапов «амнистии капиталов» реального улучшения в указанном распределении не наблюдается. Да, долларовые миллионеры стали более заметными и больше работают «по-белому». Однако инвестиции в экономику только уменьшились, никакой пользы от этой амнистии для народного хозяйства страны нет. Заработанные компаниями средства тратятся почти исключительно на дивиденды. Поэтому и растут миллионные состояния владельцев предприятий, — говорит эксперт.
При этом роста зарплат не наблюдается. А основная проблема — отсутствие у российских бизнесменов интереса к инвестициям в производство. Именно это обстоятельство — самое главное зло. Ведь при наличии инвестиций наблюдался бы рост экономики, увеличивались бы зарплаты и соответственно сокращалось численность бедных, — резюмирует Денис Ракша.
А вот в чем основной корень этого зла — экономисты продолжают спорить. Упоминается и отсутствие гарантий защиты инвестированных средств, и наезды на бизнес, и чрезмерное регулирование экономики.
Как количество денег влияет на облигации?
В спокойной ситуации центральные банки управляют количеством денег в экономике как при помощи нормы обязательного резервирования, так и при помощи ставок — ЦБ определяет величину ключевой ставки. Когда ЦБ хочет стимулировать экономику, он снижает ставку, компании и население начинают брать кредиты, инвестировать и тратить деньги. При этом возникает риск разгона инфляции: чем больше денег в экономике, тем меньше они стоят (при одном и том же размере экономики). Когда ЦБ борется с инфляцией или опасается перегрева экономики — он поднимает ставку, из‑за этого сокращается спрос на деньги — никто не хочет брать дорогие деньги.
Обычно облигации выпускают банки или компании для того, чтобы взять деньги на текущие или инвестиционные проекты — развитие бизнеса, покупку активов или погашение существующих долгов. В зависимости от денежных ставок Центрального банка, формируется и ставка доходности по облигациям. Чем выше ставка ЦБ, тем больше доходность по ценным бумагам. Если регуляторы проводят политику изъятия денег из экономики, а какой‑нибудь компании очень нужны средства, она может выпустить облигации. И чем больше нужда в деньгах, тем большая вероятность, что процентный доход будет высоким.
Цена облигаций обратно пропорциональна ставке: чем выше доходность, тем ниже цена облигаций. Поэтому, когда Центральный банк снижает ставки, цены облигаций растут — в этом случае, в них выгодно инвестировать. И наоборот: когда ЦБ повышает ставку, цены облигаций падают.
Как сильно будет расти цена той или иной облигации в зависимости от изменения ставки показывает дюрация. Зависимость такая:
где ΔP — изменение цены облигации в процентах
D — дюрация
ΔYTM — изменение доходности к погашению облигации
Когда ставки растут, растет и доходность к погашению: в этом случае, продавайте бумаги с более длинной дюрацией и покупайте с более короткой — в период роста ставок цены облигаций будут падать. Те, у которых дюрация короче, потеряют меньше. Когда ставки падают, выбирайте бумаги с длинной дюрацией — их цена вырастет сильнее, а значит вы заработаете больше.
Два слова об экономике
Доход рассчитывается умножением ценности услуги на количество людей, которым она была оказана.
Если услуга оказывается малому количеству людей или имеет низкую ценность, надеяться на большой доход не приходится. Если же человек оказывает ценную услугу достаточно большому количеству людей — он получает богатство.
Подобное понимание вопроса «откуда берутся деньги» способствует духовному развитию человека.
Как вы это воспринимаете?
Хотите продолжения? Читайте Как привлечь деньги? Энергия процветания
Готовы пойти глубже? Подписка здесь. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).
По книгам О. Торсунов «Законы Вселенной», Сарва Шактиман Дас «Артха. Финансовое благополучие…»
Силы, которым нет равных во Вселенной
Согласно древним писаниям, в нашей Вселенной действуют три могущественные силы. Они контролируют все происходящие процессы в мире. В их власти находятся вещи, животные, люди, творчество, искусство, любая деятельность. И все, что связано с ними всеми.
В рамках духовной психологии эти силы называют невежество, страсть и благость. По их названиям можно более-менее понять, в чем состоит их влияние.
(Однако оценивать их только по названию не стоит. В статье об определении своего предназначения разные типы людей сравнивались с разными частями одного организма. Эти силы Вселенной тоже действуют взаимосвязано и неспроста.)
Но, прежде чем продолжить, на секунду остановимся и подумаем →
Правило № 2. Поощряем детские накопления
Желаний обычно больше, чем денег
Помогите ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.
Некоторые родители совершают ошибку: делают ребенку подарок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких финансовых целей — ему уже и так все купили.
Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения.
Денежная масса и ключевая ставка
В здоровой экономике деньги создаются в банковской системе. В основе этого процесса лежит тот факт, что всем людям, которые положили деньги в банк, они не могут понадобиться одновременно. Поэтому банк решает, сколько ему нужно сохранить у себя (в резерве), чтобы было что отдать тому, кому вдруг понадобятся деньги. Допустим, это 10%.
Когда кто‑то кладет в банк 1000 рублей, банк оставляет у себя в резерве 100 рублей, а остальные 900 выдает в виде кредита. Получатель кредита, скажем, платит этими деньгами за товары, а их продавец кладет эти деньги на счет в другом банке. Этот второй банк оставляет у себя уже 90 рублей, а 810 рублей выдает в качестве кредита другому заемщику. Этот снова платит за что‑нибудь, продавец снова кладет деньги на счет — уже в третьем банке. И так далее до тех пор пока не останется ничего.
Общее количество денег, созданных таким образом, можно подсчитать, поделив размер первого депозита (1000 рублей) на величину резерва (10% или 0,1): 1000 / 0,1 = 10 000 рублей.
Основные функции денег с веселыми примерами
Рубрика: Деньги 03.09.2016 · : 1 · На чтение: 4 мин
Каждый день мы сталкиваемся с деньгами, считаем их, планируем траты и заработки, умеем с ними обращаться или только учимся. Но наверняка, совсем мало кто размышлял о том, какую функцию выполняют денежные средства.
Например когда мы покупаем продукты и одежду, или приготовили часть заработанного на выплату кредита? Сможете ли вы быстро и четко обозначить основные функции денег, то есть те задачи с которыми деньги назначены справляться.
Или знаете, как например объяснить своему ребенку о том, что такое деньги и как они себя проявляют через свои свойства?
Американский известный психолог и коуч Алан Фромм подчеркивает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания». В общем путь ознакомления с такой сферой нашей жизни, должен начинаться с основных знаний их функций.
5 основных функции денег
1. Деньги как мера стоимости2. Деньги как средство обращения3. Деньги как средство накопления4. Как средство платежа.5. Мировые деньги.6. Примеры использования функций в повседневной жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=8W7Gfg3sRFc
Эта функция характеризует эквивалент стоимости товаров или услуг в денежном выражении. Это по факту, финансовая оценка труда или времени потраченного на производство товаров, услуг, предложений или идей. Например «Мама моет раму за 100 денег в час»..Как это может быть использовано в жизни?
Эта функция денег всегда условна. Числовое обозначение обычно проявляется прежде, чем на товар или услугу найдется покупатель. Так же заметим что при реальной сделке цена может как увеличиться (на примере с мамой, которая моет окна это покупка нового оборудования и включение его в стоимость оценки труда) , так и уменьшится (заказчик попался, который идеально торгуется).
Деньги как средство обращения
С этой функцией знаком каждый на практике, это первое что приходит на ум, при вопросе четко сформулировать основные свойства работы денег. Принцип заключается в следующем деньги используются как кратковременный, моментальный проводник в цепочке обмена одного товара на другой.
Мама хочет шубу. Но чтоб купить шубу в магазине маме нужно было мыть там окна 300 часов. А если продавцу шуб не нужна услуга мытья окон, а нужно оплатить аренду? Такая формула выглядит следующим образом
Товар -деньги -товар.
История экономики, до появления денег, основывалась на прямом обмене товаров. Современное товарообращение, где основным звеном выступают деньги, отделило друг от друга операции промежуточного обмена, и сделало их независимым звеном. Сделал продукт -получил деньги. Деньги потратил на нужное.
Функция «Деньги как средство накопления»
Базируется на том, что денежные средства имеют свойства оседать за не востребованностью или принудительно ( когда человек сознательно себя ограничивает в тратах). Мама мыла раму, расходовала меньше чем получала за труды и накопила.
Деньги как средство платежа
Это функция, которую можно охарактеризовать как средство обращения, но с определенной временной задержкой, то есть когда деньги используют как фиксатор, выплат перенесенных на время. Например деньги в займ или заработная плата, которую получают за месяц.У мамы есть кредит и она его платит.
Мировые деньги
Функции денег в мировом товарообороте, конвертация валют и ценных металлов.Как правило эта функция на практике применима и знакома читателям, когда мы используем деньги, как накопление, целях безопасности стараясь хранить сбережения в золоте или самой ликвидной валюте.
Еще примеры из повседневной жизни
1.При оценке активов собственного капитала (квартира, машина), используется функция денег как стоимости, она достаточна не постоянна, так как мы уже знаем зависит от многих временных и поведенческих факторов.
При учете своего финансового состояния и бюджета, так же используют значение денег как средства платежа (выплата кредитов,список должников) , мировых денег ( валютные резервы), и накопления (ценные бумаги, депозиты, деньги которые мы храним дома).2.
Основные истоки проблем с финансами у человека, как правило заключаются в том что ему порой трудно оценить свой труд, используя деньги как меру стоимости, чтоб оценка была ликвидной ( быстро действенной и востребованной).
Обычно цену своих талантов, идей и рабочего времени занижают, связано с низкой оценкой собственного я, с условиями рынка и географии проживания. Потом испытывают неудовлетворение и не хватку средств на потребности. Кто замечает обеспокоенность своим денежным благополучием, стоит проанализировать в первую очередь первую функцию денег.
Не для России
Совсем недавно о раздаче денег населению объявили США, и это был скорее политический жест администрации лидера Дональда Трампа в связи с предстоящими выборами, уверен старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
К слову, в той же Великобритании правительство выделяет часть прежних зарплат временно безработным, «это хороший опыт, который можно перенять», говорит эксперт.
По мнению старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, для того чтобы избежать большого провала в экономике, «деньги должны прийти в экономсистему как можно быстрее». Можно накачивать финансовыми средствами крупные компании, но без стабилизации платёжеспособности населения ничего не произойдёт, так как продукцию надо кому-то продавать, отмечает Бодрова.
Ведь нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что с платёжеспособностью сейчас большие проблемы, реальный сектор простаивает почти месяц, люди многих профессий остались без дохода и проедают немногочисленные сбережения.
Добавьте наши новости в избранные источники
Правило № 1. Объясняем в игровой форме
Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.
С малышами можно начать с простого:
Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.
Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.
-
Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.
-
Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.
Для младших школьников подойдут игры посложнее:
Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.
Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?
В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.
Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.