Специалист по размещению госзаказов: кто это и можно ли без него обойтись

Способ №1. Производить и продавать

В кризис как никогда важно экономить бюджет. В тендерных продажах производителям не приходится тратиться на рекламу и привлечение клиентов

Заказчики сами заявляют о потребностях и привлекают потенциальных продавцов в единой системе. Это означает экономию на таргетинге, Яндекс.Директе, SMM и других каналах. Как результат, существенно экономится бюджет, а выгода от продаж выше. Освободившиеся деньги можно вложить в исполнение дополнительных госконтрактов и заработать больше.

Поэтому если производите какой-то товар или оказываете услуги, то тендерные продажи для вас — это еще один из каналов сбыта продукции. А есть производственники, которые делают бизнес с государством основным направлением. Есть предприниматели, которые покупают уже готовый бизнес и перенастраивают его для госзакупок. Подробнее: «Готовый бизнес и франшиза: стоит ли покупать для госзакупок».

ВАЖНО!

Прежде чем участвовать, проверьте, имеет ли смысл идти в госзакупки, есть ли спрос на ваши товары или услуги и получится ли заработать: «Как проверить нишу для участия в закупках: пошаговая инструкция»

Основные требования к кандидату

В ТК РФ с 2012 года введен термин «профстандарт». Это список определенных требований к знаниям и навыкам по определенному направлению деятельности.

Для сотрудника, занятого процедурами, утверждены определенные стандарты (приказы Минтруда от 10.09.2015 № 625н, 626н).

Специалист в сфере закупок

Квалификационный уровень

Функции

Требования к образованию

Требования к опыту работы

№ 5

Обеспечить процедуры:

  • собрать изначальную информацию;
  • оформить документы;
  • провести анализ результатов;
  • провести процедуры по заключению контрактов.

Среднее (дополнительное профессиональное) образование.

Без требований к практическому опыту в этой сфере.

№ 6

Провести процедуры:

  • сформировать планы закупок;
  • обоснования;
  • реализовать процедуры.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 3 лет.

№ 7

Экспертная оценка и проведение анализа:

  • закупок;
  • выполнения условий контракта.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 4 лет.

№ 8

Контроль, мониторинг, аудит.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 2.

Эксперт в сфере закупок

Квалификационный уровень

Функции

Требования к образованию

Требования к опыту работы

№ 6

Работы по консультированию:

  • мониторинг рынка;
  • пояснения по процедурам.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 3 лет.

№ 7

Экспертиза рынка и процедур.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 4 лет.

№ 8

  • консультирование;
  • экспертиза;
  • анализ и управление проблемами по процедурам.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 3 лет.

Антикризисные меры с 24.04.2020

14.04.2020 Минфин на официальном сайте анонсировал изменения в контрактном законодательстве. А уже 24.04.2020 опубликовали федеральный закон №124 от 24.04.2020 об изменении отдельных законов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции.

Вот изменения в госзакупах из-за коронавируса, которые вступили в силу согласно ФЗ-124.

Суть изменений Что это значит
Новые правила для заключения прямых контрактов в результате малых закупок

Контрактуются с единственным поставщиком из-за коронавируса по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сумму до 600 000 руб., а не до 300 000 руб., как раньше.

Увеличили и процентный годовой лимит таких закупок: он составляет 10% вместо 5% от СГОЗ. В деньгах лимит не изменили — 50 млн руб.

Новые правила в обеспечении исполнения контракта

Требование обеспечить гарантийные обязательства — право заказчика, а не обязанность, как раньше.

Нижний предел размера обеспечения исполнения контракта снизили из-за коронавируса до 0,5%, а верхний не изменился, он так и составляет до 30% от НМЦК. Раньше допустимый минимум составлял 5% НМЦК.

При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечения исполнения контракта заказчики вправе не требовать. Если его необходимо предусмотреть, его размер составляет до 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для субъектов малого предпринимательства по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ его установят от цены контракта.

При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от НМЦК, которая уменьшена на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены контракта, которая уменьшена на размер аванса.

Новые правила для изменения условий контракта из-за коронавируса

До 31.12.2020 изменить существенные условия контракта из-за коронавируса вправе в части авансирования, если его предусмотрели в контракте.

Для такого изменения не требуется согласия органа местного самоуправления, правительства или региональных властей.

Новые правила для проверки участников Комиссия заказчика проверяет юрлица, которые участвуют в закупке, на предмет привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки. Сейчас это ее право.
Новые правила вступления в силу «летних» новаций в контрактное законодательство

Из-за коронавируса до 01.10.2020 перенесли срок вступления в силу изменений, которые планировалось запустить с 01.07.2020. С новой даты заработает, в частности, новый порядок:

  • проведения электронного запроса котировок;
  • начала работы электронных малых закупок.
Новый порядок вступления в силу поправок в 44-ФЗ в зависимости от даты их принятия

Участники закупок получили гарантированный срок, чтобы подготовиться к изменениям в тех случаях, когда правят порядок:

  • планирования;
  • проведения закупок, в т. ч. введения новых способов определения поставщика;
  • контроля, мониторинга и аудита закупок.

Если акт принимают до 01 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за очередным.

А вот какие изменения внесли в закупки в связи с коронавирусом для отдельных видов юридических лиц по 223-ФЗ:

  1. Определили, как считать сроки для проведения закупок по 223-ФЗ, в дни, которые объявлены в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. По этим правилам:
    • сроки, которые по 223-ФЗ и подзаконным актам считаются только в рабочих днях, исчисляйте в календарных; в таких расчетах не учитывайте субботу и воскресенье;
    • последний день срока, который приходится на этот период, переносят, только если он попадает на субботу, воскресенье или праздничный день.

Раньше такие правила правительство установило из-за коронавируса для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.

  1. Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.

ВАЖНО!

Большинство положений заработало с даты опубликования. Новые правила обеспечения обязательств по контракту вступят в силу с 01.07.2020. С согласия обеих сторон их будут распространять на закупки, которые объявлены до этой даты. С 01.01.2021 начнут действовать единые правила вступления в силу поправок к 44-ФЗ и положение об обязанности комиссии дополнительно проверять юрлиц.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».

Принцип работы

Итак, что об этом необходимо знать? Как заработать на госзакупках физическому лицу с нуля, чтобы стабильно получать доход от 100 000 до одного миллиона? Для этого одних знаний будет недостаточно. Вам потребуется приложить немало усилий и изрядно потрудиться. Изначально вы должны разобраться во взаимоотношениях между представителями бизнеса и государственными учреждениями. При этом последние должны рассматриваться в качестве потенциальных потребителей или коммерческих организаций, желающих приобрести какие-либо товары или услуги. Но при этом не стоит забывать о том, что выполнение их заказов более масштабно и связано практически со всеми сферами жизни. Это предоставляет предпринимателям практически безграничные возможности. В их услугах нуждаются все государственные компании, работающие в области сельского хозяйства, системы образования, космической сферы, промышленности и многих других.

Но при этом вы должны иметь подробное представление о том, как заработать на госзакупках, поскольку данный вид деятельности довольно проблематичен. К тендерам выдвигаются очень суровые требования, из-за чего выиграть их весьма проблематично. Организаторы аукционов серьезно подходят к выбору подрядчиков и к тому, чтобы они соревновались максимально честно и прозрачно. Чтобы принять участие в тендере, участник должен соответствовать определенным требованиям. При разработке коммерческого предложения основная задача организации заключается в том, чтобы предложить наиболее выгодную цену, условия и сроки выполнения работ. При этом не рекомендуется прибегать к использованию различных хитростей и уловок. Даже если они не будут противоречить действующему законодательству, если их обнаружит комиссия, то это может негативно сказаться на принятии решения.

Основные правила и требования к заполнению

При подаче заявок на участие нужно соблюдать установленные правила:

Заявка должна быть подана в установленные сроки. Для разных способов закупки могут быть предусмотрены различные сроки для подачи заявок.

При внесении изменений заказчиком в закупочную документацию нужно проверить соответствие заявки новым требованиям. При необходимости участник торгов может отозвать ранее поданную заявку и подать новую.

При планировании участия в закупке нужно заранее учитывать временные затраты на подготовку дополнительных документов для участия в закупке.

До подачи заявки на участие должно быть внесено обеспечение на участие в торгах.

При заполнении заявки желательно придерживаться инструкции по заполнению, которая была разработана заказчиком (если такая имеется).

При заполнении заявки стоит придерживаться общепринятых обозначений и наименований.

Участнику стоит избегать формулировок с неоднозначной трактовкой

По возможности следует придерживаться формулировки по ГОСТу.

Особое внимание следует уделить заполнению всех деклараций и заявлений в составе заявки.

При заполнении заявки нужно внимательно изучить техническое задание. Если не включить в заявку важные технические параметры, то ее могут отклонить, или если не учесть все требования контракта, то исполнитель может получить убытки при работе с госзаказом.

Если придерживаться установленных правил, то можно снизить вероятность отклонения заявки.

Участнику следует учитывать возможные санкции в связи с отклонением заявки. При трехкратном отклонении заявки заказчик наделен правом требования от торговой площадки перевода ему определенной компенсации в размере внесенного обеспечения (согласно положениям п. 27 ст. 44 44-ФЗ).

Стоит отметить, что следующие ошибки и несоответствия не могут стать основанием для отклонения заявки:

  1. Если сведения из выписки из ЕГРЮЛ не соответствуют данным учредительных документов (они могут поменяться).
  2. Выписка из ЕГРЮЛ не содержит сведений о лицензиях компании, но участник предоставил копию действующей лицензии.
  3. ИНН в заявке указан с ошибкой, хотя в выписке предоставлены корректные данные.
  4. Заказчики запрашивают документы или сведения о компании, которые не прописаны в 44-ФЗ.
  5. В документации по закупке не обосновано отсутствие ссылок на ГОСТы, которым должен соответствовать товар.
  6. Требования к товарам или поставщикам являются уникальными и на практике ограничивают количество участников закупки или перечень товаров к закупке.
  7. Заказчики требуют указать какой-либо диапазон значений, хотя закупаемый товар обладает собственным уникальным значением по рассматриваемой характеристике.

Участнику не следует забывать о его праве на получение разъяснений от заказчика по конкурсной документации и обжалование его действий при необходимости. Такие запросы подаются до окончания срока для подачи заявок, а при отсутствии ответа на запрос от заказчика участник может обратиться в ФАС.

Как выиграть коммерческий тендер

Тендерные продажи — это один из самых эффективных способов снизить цену. Это доказала практика госзакупок. Поэтому коммерческие компании все чаще проводят тендеры для обеспечения своей деятельности. Такие тендеры отличаются индивидуальным подходом и свободой в проведении. Коммерческие структуры вправе ориентироваться на собственные внутренние документы, которые учитывают специфику бизнеса, и при организации тендера ставят об этом в известность потенциальных поставщиков в конкурсной документации. Коммерческие тендеры отличаются от государственных огромным разбросом цен в предложениях претендентов и отсутствием специальных законов, которые регулируют такие коммерческие тендеры. Заказчики связаны лишь нормами Гражданского кодекса и закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.

Остальные отличия государственных тендеров и коммерческих мы отразили в таблице.

Госзакупки Коммерческий тендер
Способы и порядок проведения закупок Все алгоритмы установлены законом о контрактной системе. Устанавливаются заказчиком в регламенте проведения закупок.
Свобода конкуренции Заказчик обеспечивает возможность поставить аналог товара, который соответствует всем запросам заказчика. Заказчик вправе потребовать конкретный товар.
Требования к участникам Прописаны в статье 31 44-ФЗ, в постановлении правительства № 99 от 04.02.2015. Устанавливаются заказчиком.
Критерии оценки заявок Установлены в постановлении № 1085 от 28.11.2013. Устанавливаются заказчиком.
Электронные торговые площадки

Список утвержден распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018:

  1. Система торгов Сбербанк-АСТ.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Общероссийская система электронной торговли.
  4. Электронная площадка России.
  5. Национальная электронная площадка.
  6. Всероссийская универсальная площадка.
  7. Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.
  9. Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа.
Любые торговые платформы на усмотрение заказчика.

Что такое портал закупок малого объема

44-ФЗ и 223-ФЗ позволяют заказчикам выбрать неконкурентный способ определения поставщика и провести закупку у единственного поставщика. Если в такой процедуре цена контракта не превышает 300 000 (а для определенных заказчиков — 600 000) рублей, ее относят к категории закупок малого объема. Специальные нормы 223-ФЗ (ч. 15 ст. 4) относят к ним госзакупки, стоимость которых не превышает 500 000 рублей (при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд рублей).

Для автоматизации таких заказов заказчики пользуются функционалом специализированных электронных площадок, которые являются частью системы управления госзакупками.

Площадки построены по модели электронного магазина, где отобранные поставщики размещают прайс-листы и получают заказы по упрощенной схеме.

Электронные магазины открываются и на внешних электронных торговых площадках. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской области реализован на базе платформы РТС-Тендер. На этой же площадке размещен, например, «Электронный магазин города Омска» и другие.

Организации, подведомственные правительству Москвы, размещают заявки в «Электронном магазине» — подсистеме Единой автоматизированной системы торгов города Москвы (ЕАИСТ). Эта подсистема интегрирована с «Порталом поставщиков», на котором регистрируются компании, которые желают поставлять товары или услуги.

Основной функционал

Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере малых закупок на РТС для заказчиков из Ростовской области. На портале работают как с использованием электронной подписи, так и без нее. Госзакупки осуществляются двумя способами: при помощи заявок заказчиков или загруженных поставщиками прайс-листов. Заказчики контролируют процесс, параметры и формируют нужные им отчеты по проведению процедур.

Для поставщика портал для проведения малых закупок — это бесплатная и удобная электронная платформа, которая позволяет:

  • получать доступ к информации о госзакупках небольшого объема региональных заказчиков;
  • осуществлять поиск заказчиков по товарным категориям (можно подписаться на бесплатную рассылку по выбранным параметрам госзакупок);
  • подавать заявки на участие в отборе поставщика;
  • размещать в удобной форме предложения.

Договор заключают в электронной форме или в письменной вне портала, а затем отражают эту информацию.

Ветеран VS ветеринар

В сентябре 2019 в ЕИС опубликовали извещение о проведении электронного аукциона для закупки «Проведение рекламной и информационной компаний по популяризации добровольчества (волонтерства)». Заказчиком выступил орловский центр молодежи «Полет». А подрядчиком выступило ООО «Русские экраны», которое в качестве субподрядчика привлекло орловское агентство «Четыре сезона». Это агентство на плакате призвало заботиться не о ветеранах, а о ветеринарах. Это информационное табло расположили на 1-й Посадской улице в Орле.

Областная администрация прокомментировала, что субподрядчик внес изменения в макет без согласования. Радиостанция «Говорит Москва» связалась с агентством «Четыре сезона» и расспросила, как получилась такая ситуация. Ответ — пример того, что иногда лучше молчать, чем говорить:

Заказчик потребовал от подрядчика разместить макет с корректным текстом.

По сведениями из ЕИС, исполнение контракта завершено. Акт об оказании услуг подписан, деньги исполнителю выплачены без начисления штрафов.

Способы заработка на госзакупках

Для некоторых компаний участие в госзакупках выступает лишь в качестве дополнительного рынка сбыта, для других же оно рассматривается как способ заработка.

Сегодня можно выделить несколько способов заработка на участии в госзакупках.

Подобная популярность сферы госзакупок связана с тем, что государство всегда остается стабильным и платежеспособным покупателем товаров, работ и услуг независимо от кризисных явлений. Так, ежедневно на ЕИС появляются более тысячи госзаказов. Сегодня в системе работает более 290 тыс. заказчиков, работающих по 44-ФЗ, и 100 тыс. – по 223-ФЗ.

Можно выделить несколько моделей заработка на госзакупках:

  1. Участие в госзакупках в качестве участника. Это наиболее популярная и самая очевидная модель получения доходов. На основании п. 4 ст. 3 44-ФЗ к участию в госзакупках допускается привлечь физическое или юрлицо.
  2. Участие в госзакупках в качестве посредника. Это модель подойдет лицам, которые обладают нужными знаниями и компетенциями в сфере госзакупок и коммерческих тендерах и могут оказывать услуги по тендерному сопровождению для поставщиков товаров и услуг (за это участник берет фиксированную плату или определенный процент от выигранного подряда). В данном случае зарабатывать лицо будет как посредник между государством и поставщиками. Посредничество может заключаться и в том, когда лицо самостоятельно участвует в торгах, а само исполнение выигранного контракта в дальнейшем отдает на субподряд.
  3. Разработка и продажа инструментов и сервисов для участия в госзакупках. В качестве примеров платных сервисов в данной отрасли отметим: программные продукты для поиска тендеров, ежедневные рассылки проводимых тендеров, выдача банковских гарантий и тендерных кредитов (услуги брокеров или микрофинансирования), внедрение сервисов для подготовки жалоб в антимонопольные службы, регистрация и аккредитация в ЕИС, подготовка заявок на участие в тендерах, представление интересов участников в судебных инстанциях и пр.
  4. Обучение госзакупкам. Данная модель заработка подойдет тем участникам, которые хорошо разбираются в теории и практике госзакупок. Продавать свои услуги можно через свой сайт, создание онлайн-школы и пр.
  5. Заработок в качестве партнера. Данный вид заработка предполагает получение дохода после оплаты определенного курса или тренинга по госзакупкам либо приобретение платного пакета услуг на ЭТП (если покупатель перешел по специальной ссылке, то участник получает доход).

Советы по госзакупкам для начинающих

Ошибки, которые совершают новички при подаче заявок, в основном типичные, исправить их легко:

Отказ от участия в системе госзакупок из-за якобы коррумпированности сферы. Большинство граждан РФ уверены, что участие в тендерах доступно только “для своих”. Но реальность иная: государство нуждается не только в оборудовании для нефтегазового комплекса, но и в школьных партах, инвалидных колясках и услугах по переводу текстов с русского на польский. Не все госзакупки сулят большие выгоды, многие из них доступных обычным гражданам, физическим лицам.
Выбирайте заказчиков из своего региона

Обращайте внимание на временные затраты, оплату транспортных расходов.
Заранее пройдите аккредитацию на площадке. Это просто, недолго, но значительно увеличит шансы на победу в тендере

Если настроены на работу серьезно, аккредитируйтесь сразу на всех площадках.
Относитесь к госзакупкам как к работе, а не лотерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector